Найти в Дзене
КиноНезнайка

Осознанно без цвета. Почему Ч/Б в кино - это всегда актуально

Оглавление
Изображение: кадр из фильма "Плезантфиль"
Изображение: кадр из фильма "Плезантфиль"

Кинонезнайка смотрит очень разное кино. И вот однажды задумался о том, что черно-белые фильмы, как смокинг для мужчин, всегда актуально. Поэтому здесь решил немного порассуждать о цвете и его отсутствии в кино.

Из истории

Историю кино невозможно представить без истории фотографии. Ведь именно изображение, перенесенное на бумагу дало возможность его оживить.

Изобретение “Синематографа” братьями Люмьер открыло двери новому искусству - искусству кино. Несмотря на то, что сами изобретатели считали свое достижение ярмарочным развлечением и не более, кино и сегодня остается неотъемлемой частью жизни многих. Владимир Ленин даже как-то сказал: “Кино - важнейшее из искусств”. Правда произнес это Вождь народов в контексте пропаганды, агитации и продвижения коммунистической идеологии, но доля правды в его словах все же есть.

Фильмы, как и фотографии изначально были черно-белыми, но не долго. Патент на свое удивительное изобретение Люмьеры получили в 1895 году. А в 1930-х годах уже была отработанная технология колорирования кино натуральными цветами.

Изображение: в ручную раскрашенный кадр из фильма Ж. Мельеса "Путешествие на луну"
Изображение: в ручную раскрашенный кадр из фильма Ж. Мельеса "Путешествие на луну"

Однако даже в этот 35-летний период кино не оставалось двухцветным. Отсутствие технологий не мешало кинематографистам экспериментировать. И бесцветную пленку раскрашивали вручную кадр за кадром. Впервые это сделал Томас Эдисон все в том же 1895 году в фильме “Танец Лои Фуллер”. Однако наиболее известным режиссером “с кисточками” стал Жорж Мельес. Мельес снимал сказки и попутно изобрел множество приемов, которые стали прародителями современных спецэффектов. Он показывал свои фантастические картины в двух вариантах цветном и черно-белом.

Советский кинематограф тоже применял эту технику колорирования. Например, прославленный Сергей Эйзенштейн в своем фильме “Броненосец “Потемкин”” вручную раскрасил флаг, сделав его красным.

Осознанно без цвета

Звук, как и цвет, в самом начале пути кинематографа отсутствовал. Технология, позволяющая записать и синхронизировать с картинкой звук без потери качества появилась несколько десятилетий спустя. Однако, попытки заполнить немое кино шумами предпринимались и не раз. Многие, наверняка, знают, что одно время было модно сопровождать показ фильма живой игрой на инструменте, например, на пианино. Были попытки записать реплики отдельно, и включать параллельно видеозаписи. Некоторые совмещали театр и кино. Артисты исполнившие свои роли в кино, в живую прямо во время показа его зрителям зачитывали свои реплики.

Интересный факт. После того, как стало возможно качественно и синхронно записывать звук в кино, кинематографисты практически не отказывались от его использования. Большая часть фильма так или иначе обычно сопровождается звуками. А вот от цвета по сей день отказываются многие.

Изображение: в ручную раскрашенный кадр из фильма С. Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин""
Изображение: в ручную раскрашенный кадр из фильма С. Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин""

Как уже говорилось ранее, первые цветные фильмы раскрашивались своими создателями. Но если, например, в фантастических картинах Мельса цвет добавлял сказочной атмосферы. То в первом цветном кадре советского кино он был больше символом, чем спецэффектом. Красный флаг в “Броненосце “Потемкине” - это пролитая кровь. Вы только представьте силу эффекта от этих кадров на зрителя, который до этого не видел цвет на экране.

Отсутствие цвета очень часто не лишает кино наполненности. Умение кинематографистов играть с тенями, бликами, полутонами зачастую может сказать нам намного больше, иногда даже на подсознательном уровне восприятия. Подобные приемы часто эксплуатировали старые американские фильмы и классический нуар.

Лицо героя освещено лишь наполовину, а вторая часть скрыта в тени, значит он не так прост, в нем борются две половины темная и светлая. А тут мы видим только тень героя, ее движения - это значит мы знаем то, что не должны знать, например за той стеной стоит сейф, или злодей уже приближается к ничего не подозревающей жертве.

Изображение: кадр из фильма "Список Шиндлера"
Изображение: кадр из фильма "Список Шиндлера"

Сегодня режиссеры осознанно отказываются от цвета. Это не просто выделяет картину визуально. Это задает определенное настроение, атмосферу, тон. Редкое использование цвета в таких фильмах - это особый акцент и особое воздействие. Вспомните картину “Список Шиндлера” Спилберга (1993), вспомните ваши эмоции от девочки в красном пальто, на фоне ужаса черно-серого фильма. У вас, как у зрителя потерялось бы множество смыслов и множество баллов на эмоциональной шкале будь это кино цветным.

Изображение: кадр из фильма "Город грехов"
Изображение: кадр из фильма "Город грехов"

Со смыслами цвета в ч/б отлично играет другой режиссер Роберт Родригес в “Городе грехов”(2005). Это необычный фильм, стоящий в начале зарождения эпохи кинокомикса, созданный под влиянием, так называемой, “тарантиновщины” (и при непосредственной помощи Тарантино), но отсылающий нас все к тому же классическому нуару. Фильм черно-белый за исключением отдельных говорящих деталей, которые есть у большинства героев. Эти детали цветные и у всех разные. У кого-то это глаза, у кого-то цвет крови, у кого-то помада на губах, волосы, одежда… И казалось бы эти цвета не дают нам никакой фактической информации о персонажах. Но согласитесь, что создается ощущение, что без этих акцентов мы бы знали о них чуть меньше. И не важно будь этот фильм весь в цвете или будь целиком в ч/б.

Изображение: кадр из фильма "Плезантвиль"
Изображение: кадр из фильма "Плезантвиль"

А еще отсутствие цвета, как и его наличие могут быть одной большой метафорой. “Плезантвиль” (1998) - фильм Гэри Росса. По сюжету брат и сестра попадают в свой любимый черно-белый сериал. В нем все живут слишком правильно, чтобы ни дай бог не вызвать скандал, ссору или слух. В нем родители спят на разных кроватях, девочки обходят мальчиков почти за километр, а проявление инакомыслия или эмоций просто невозможно. Но появление этих двоих меняет двухцветный мир, деливший все на черное и белое и в нем появляются краски. Более говорящий, понятный и яркий прием, для донесения такой, мысли придумать сложно.

Иногда ира цветом используется как маркер, позволяющий зрителю ориентироваться в пространстве фильма. Например, чтобы показать разное время, воспоминания, сны, другие измерения, реальности или планеты.

Очень часто хорроры и триллеры лишают свои цветные фильмы насыщенной яркости. Создавая эффект псевдо ч/б. Вспомните, хотя бы фильмы Финчера. Они какие-то холодно-серые, бледно-голубые, грязно-черные. И цвета вроде бы есть, ты их видишь, но в тоже время их как будто и нет совсем. Это специфика жанра. Чтобы добиться у зрителя нужного состояния, создать атмосферу лишенную яркости и радости.

Черно-белую палитру используют и в анимации. Казалось бы, что может быть более цветным чем мультфильм? Мультики = цвет.

Изображение: кадр из мультфильма "Франкенвини"
Изображение: кадр из мультфильма "Франкенвини"

Когда говоришь, черно-белый мультфильм многие вспомнят заставку “Диснея” с Микки Маусом, подумают об эпохи не цветного кинематографа, или рисунках на листах блокнотов, при перелистывании которых, начнет двигаться и рисунок. Но нет, есть мультфильмы без цвета созданные в года, когда цветное кино уже очень уверенно стояло на ногах. Самым известным из таких, наверное, будет “Франкенвини” Тима Бертона, выпущенный, на минуточку, в 2012 году.

Изображение: кадр из мультфильма "Перевал"
Изображение: кадр из мультфильма "Перевал"

В 1988 году в Советском Союзе был создан мультфильм “Перевал”. Большая часть его хронометража — это монохром. Не черно-белый, а ближе к сепии (бежево-коричневый), но ощущение будто действие действительно происходит на другой планете. А игра света, тени и бликов в подобной анимации просто завораживает.

Итоги

Можно еще рассказать о фильме Кирилла Серебренникова “Лето” (2018). Где ч\б напоминает нам, что действие происходит в прошлом, а редкий цвет, о том, что не всему происходящему на экране можно верить.

Упомянуть вышедших буквально в этом ноябре “Дорогих товарищей” Кончаловского или его же “Рай”. Вспомнить о сериале “17 мгновений весны”, который не так давно зачем-то раскрасили, несмотря на то что в год его выхода - 1973 цветное кино уже было нормой. Поговорить о недавнем, неоднозначном “Маяке” с Робертом Паттинсоном и Уиллемом Дефо.

Главное останется неизменным, когда речь идет об искусстве, мы можем лишить себя такой базовой и привычной вещи как цвет, и увидеть в этом нечто большее. И кино здесь не будет исключением.

Ссылка на мой телеграм, там всегда можно узнать чуть больше: t.me/kinonez

Ссылка на предыдущую статью:

Успех с первой попытки. Режиссеры, чей дебют оказался очень удачным