На черноморском побережье Краснодарского края хотят создать сеть марин - гаваней для моторных яхт. Проект будет развивать Агентство стратегических инициатив (АСИ)
"В России ставить яхты фактически негде. Было бы логично гражданину РФ ставить свою яхту в России", - переживает представитель АСИ по Краснодарскому краю, бизнесмен Екатерина Кодзасова.
Кодзасова заверяет, что уже "имеется большой интерес со стороны иностранных инвесторов". Впрочем, у Кубани опыт создания марин пока что был неудачным. Так, еще в 2012 году тогдашний губернатор Александр Ткачев предложил построить 12 яхтенных марин от Сочи до Анапы.
Год спустя был представлен концепт строительства яхтенной марины в Анапе, а в 2014 году - в Геленджике. Скажем, геленджикская стоянка, рассчитанная на 200 судов, обошлась бы в 10 млрд рублей. Сдать марину планировали уже в 2017 году, но, как видим, проект до сих пор не реализован. В первую очередь из-за отсутствия интереса реальных инвесторов.
В 2018 году проект "Геленджик марина" был презентован заново, и на сей раз сроки его реализации сдвинулись уже до 2022 года. И снова никакого импульса со стороны инвесторов.
Дело в том, что марины (как, скажем, гольф-клубы) - это элемент премиального потребления, а его объем на Черноморском побережье не столь велик, как представляют в АСИ.
Минимальная стоимость моторной яхты в России сегодня составляет порядка $200 тысяч, а максимальной просто нет - она ограничена лишь фантазией заказчика. К этой цене стоит присовокупить еще расходы на содержание яхты, а это тоже удовольствие дорогое, от $1 тысячи в месяц.
Вот и можно прикинуть, какой процент граждан может позволить себе пользоваться услугами яхтенных марин.