На днях я писала о Наташах Ростовых в разных экранизациях романа "Война и мир". Идеального воплощения так и не нашлось...Но определенный вывод был сделан: Наташа - героиня сложная, а быть некрасивой и влюблять в свой образ, смещая акценты с внешности на внутреннее содержание - это ох, как непросто. Актрисам. В реальности я таких людей встречала...
Что же касается Элен Курагиной, казалось бы, задача не такая уж невыполнимая. Помните: полные плечи, обворожительная улыбка, ослепительная красота, величественность и чувство собственного достоинства?
Впрочем, я забегаю вперед. Толстой же писал вот что:
"Княжна Элен улыбалась; она поднялась с той же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами <...> предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту".
В романе также не раз упоминается "античная", "мраморная" красота Элен, а также ее "сияющая" и "однообразно-красивая" улыбка. Добавим к этому откровенные наряды, обнажающие прекрасные полные плечи (плечи Элен вообще заслуживают, согласно Толстому, отдельного внимания) и грудь, а также царственную величавость манер и, кажется, образ готов...осталось только подобрать нужную актрису. Да, совершенно забыла: на начало романа ей около 18 - 22 лет (она покинет этот мир , когда ей будет чуть за 30), но, несмотря на юность, она элегантна, отличается "всёвыдерживающим спокойствием", а еще лицемерием, бессердечием, амбициозностью и просто фантастической любвеобильностью (в обществе ходили сплетни, что у нее был роман с собственным братом)...По мнению Пьера, Элен глупа и пуста, по мнению общества - умна и проницательна.
В голливудской экранизации "Войны и мира" от 1956 года роль Элен Курагиной сыграла актриса Анита Экберг.
Можно я не пойду дальше? Тут такая Элен! Все детали учтены - и бриллианты, и...иные достоинства, так отличающие красавицу Курагину. Правда, я подозреваю, что под "полными плечами" Толстой имел вовсе не это. Но какие уж тут плечи, если красота этой женщины вполне очевидна. А это взгляд, уверенной в своей прелести женщины?
Но мне с моими культурными барьерами сложно: мне кажется, что на экране я вижу, например, Анжелику, а не Элен Курагину: образ роковой женщины 50-х напрочь затмевает все остальное. Впрочем, я, мне кажется, придираюсь. Даже соответствуя моде 1950-х, эта Элен, все равно, Элен.
В советской экранизации 1967 года Элен становится крайне "возрастной" дамой. Её роль исполняет актриса Ирина Скобцева, которой на момент съёмок был 41 год.
Хотя плечи и оголены, как было заявлено в романе, но всё-таки Элен должна быть гораздо моложе, ведь по Толстому на начало романа ей было около 20 лет. Эти 20 лет разницы между героиней и актрисой очень заметны: это не величавая юная красавица, это спокойная женщина, отлично сохранившаяся в свои 40 лет. И все в ней выдает прожитые годы и богатый жизненный опыт: и манера разговора, и движения...
Да, Скобцева в этой роли - и царственная, и холодная, и величавая, но, увы, не Элен.
В сериале 1972 года, странной попытке BBC экранизировать "Войну и мир", Элен играет актриса Фиона Гонт.
Образ Наташи в этом сериале не сложился, образ Элен же...В нем определенно что-то есть. Даже не смотря на отсутствие "сияющей красоты" - до чего разные у меня с британцами на красоту взгляды, она так мило соблазняла абсолютного растяпу Пьера Безухова, который вообще не понимает, что происходит, и так весь сериал. А ее непоколебимое спокойствие по отношению к его выходкам...Памятник такой женщине ставить надо!
Что же, я бы сказала, что она крайне уместна в той интерпретации, которую предложил режиссер.
В современных фильмах Элен Курагина и вовсе мало соотносится с образом в романе. Так, в 2007 году ее сыграла Виоланте Плачидо.
Несмотря на свой многообещающий вид, эта Элен была скучна. Она не цепляла ни величественной красотой (красота была, но не величественная), ни элегантностью манер. Эта Элен просто была. Вот даже сказать о ней больше нечего. С такой же вероятностью это могла быть не Элен, а любая другая героиня сериала. Не было в ней ничего, индивидуализирующего ее образ. И это грустно.
В сериале 2016 года Элен Курагину сыграла Таппенс Мидлтон.
"Ни плеч, ни бриллиантов!", - хотелось воскликнуть мне. Остальные хоть как-то пытались. Плечи, правда, многим не удались, но показать иные достоинства получилось. В сериале 1972 года они были даже в некотором роде чрезмерны...
Кстати, эту Элен от прочих отличает еще одна значимая внешняя деталь - она совсем не блондинка. Даже не русая.
В целом, здесь ставка была сделана явно на порочность Элен Курагиной. Только эту порочность и удалось показать. Ни о холодности, ни о величии речи снова не идет. Я даже не могу сказать, что в ней была элегантность...она так вешалась на Пьера (другого выражения не поберу), что больше напоминала фривольную девицу из кафешантана. Видел бы это бедняга Толстой!
Образ Элен мне всегда казался достаточно простым. Ну что в нем такого? Плечи, красота и чувство собственного достоинства. И только! А между тем, он удался едва ли в половине экранизаций. Не странно ли?
*Толстой Л. "Война и мир".
- Спасибо за прочтение. Если вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока я пишу еще, можно прочитать другие мои статьи, например:
- Русская некрасавица Наташа Ростова: 7 кинообразов и неповторимо страшненький оригинал