Найти в Дзене

Кварто-квинтовый круг.

Кварто-квинтовый круг - это замкнутая последовательность тональностей, отражающая степень их родства. Схема в виде круга, где тональности расположены по квинтам - по часовой стрелке и против часовой по квартам (восходящий интервал).

В вершине круга стоит тональность До-мажор (и параллельная* ля-минор). При движении по часовой стрелке, в каждой последующей тональности при ключе добавляется диез

Диезы *при ключе добавляются в таком порядке - Фа-До-Соль-Ре-Ля-Ми-Си.

При движении против часовой стрелки добавляются бемоли.

Бемоли добавляются в таком порядке - Си-Ми-Ля-Ре-Соль-До-Фа. Кварто-квинтовый круг - отличная схема для запоминания знаков при ключе в каждой тональности.

Но, есть хитрость. В диезных тональностях, последний диез - это нота на полутон ниже Тоники тональности (В Соль мажоре, к примеру один диез - Фа, от ФА# до Соль полтона)

В бемольных тональностях - предпоследний бемоль - Тоника тональности. Например, В Си бемоль мажоре два бемоля - си и ми. Предпоследний си бемоль - это и есть Тоника тональности. (В случае с одним бемолем придётся запомнить))))

*Параллельные тональности - тональности, которые имеют при ключе одни знаки. У каждой мажорной тональности есть параллельный минор, а у минора - мажор. Параллельный минор легко вычислить - его тоника находится на малую терцию ниже параллельного мажора. До мажор - Ля минор, соответственно Параллельный мажор выше своего параллельного минора также на малую терцию.

*Знаки альтерации при ключе используются для удобства и действуют на протяжении всей строки нотного стана.