С чем ассоциируется гранит? С чем-то крепким, нестираемым и тем, что хрен разгрызешь.
Один из ярких примеров его подобия Тони Старку – легендарные колонны Исаакия, которые до сих пор хранят на себе следы боевых ранений. Ну откололся кусочек, да и фиг с ним. Стоят себе и дальше как ничего не бывало уже не первый век.
Идеальный материал для больших механических нагрузок! А вот когда дело заходит про сжимающие и изгибные свойства – тут все неоднозначно.
Крутой пример – Атланты на портике Нового Эрмитажа. Точнее, их трещины.
Здание было сооружено в 1839-1852 гг. по проекту Лео Кленце. Первые трещины в стенах и перекрытиях были замечены уже в 1880-1890 гг. В 1909 уже и в фигурах силачей. А потом и в 1914 г., 1921 г., 1948 г., 1976 г., 1987 г., 1997 г., 2000 г. Что за!?
А фишка в том, что начала оседать правая часть здания. В 1994 г. выяснили, что южная фасадная стена здания имела перекос в сторону Зимней канавки с разностью высотного положения цоколя до 24 см. Тут Атланты и поползли.
Они конструктивным элементом задуманы не были и представляли собой, так сказать, конструкции самонесущие, которые ножками опираются на гранитные постаменты, а головой и ручками балки-прогоны портика поддерживают.
Но расплачиваться пришлось и им, коли в связке с ансамблем находятся.
И ничего тут не поделаешь - не был рассчитан гранит на подобные мероприятия. Так что самый оптимальный вариант для сохранения скульптур - освободить их от совместной работы с конструкцией портика. В этом случае атланты будут воспринимать лишь собственный вес и проблема их деформирования будет снята.
Вот тебе и гранит. Так что, если грызть его сложно, то управу и другими средствами найти реально)