Просмотр телесериала «Зулейха открывает глаза» вдохновил меня написать эту статью. Почему именно этот фильм? Какая связь? Я объясню.
Там (в какой серии — уже не помню) есть сцена, где Настасья Котельникова (Юлия Пересильд) протягивает Ивану Игнатову (его играет Евгений Морозов) папиросу. Причем Настасья держит папиросу пальцами ноги. Это серия, когда поезд с раскулаченными едет в Сибирь.
Иван и Настасья — сопровождающие.
Почему именно этот эпизод заставил меня задуматься об актерской профессии, я не знаю. Правда, не знаю, сама не пойму. Но представьте, тебе в лицо тычется чья-то нога. А дублей может быть и 10, и 20. И какой бы красивой и ухоженной не была эта девушка (кстати, Пересильд мне очень нравится) — это чужой человек. И он сует тебе в нос свои ноги.
Профессия актера тяжела
А ведь, если вдуматься, чужие ноги у лица — это меньшее из зол. Давайте вспомним поцелуи по-взрослому, постельные сцены.
Хорошо, если близкие относятся толерантно. Работа — есть работа. Но как вам съемки в грязи или в болоте, в «экскрементах» (понятно, что бутафория, но приятного мало), на морозе, на пронизывающем ветру или под дождем, на волнах в море или океане.
А сцены погони, драки, прыжки с высоты? Понятно, что есть дублеры и каскадеры, но некоторые трюки вынуждены выполнять и сами актеры.
Да, а замечали ли вы, как у актеров брызжут слюни при разговоре? В старых фильмах, снятых «Одесской киностудией», это незаметно. А вот в современных картинах в 4К — видно отчетливо.
И заметьте: ни отвернуться, ни отстраниться, когда в тебя летит фонтан чужой слюны, нельзя. Дубль будет испорчен и его придется переснимать. А, значит, снова слюни и горячее (и не всегда свежее) дыхание партнера.
Профессия актера опасна
Недавно я прочла интервью актрисы Линды Лапиньш, сыгравшей Викторию Кемпиннен в остросюжетном сериале «Игра на выживание».
В одной из серий был эпизод, в котором ее героиня заперта в железной клетке, ключ от которой предстояло найти. Иного пути выбраться не было. Клетка была подвешена над водой и медленно опускалась в настоящее море. Любая накладка — верная смерть.
Актриса рассказывает, что все в этой сцене было по-настоящему. Финал эпизода — клетка идет под воду. Актриса была уверена, что будет оставлен зазор, чтобы она могла дышать, но ошиблась. Она недопоняла режиссера. Многотонная клетка действительно погрузилась в море, и Линда не сделала последний вдох.
«У меня внутри началась паника. Все, воздуха не хватает. И там есть кадр, не знаю вошел ли он в финальную версию монтажа, где я бью по клетке и кричу, что мол "всё"», рассказала Линда «Лайфхакеру».
Еще немного и Линда бы захлебнулась. И присутствующие спасатели бы не спасли. Девушка признается, что ей было очень страшно. Даже спустя время, пробирает озноб. Со съемок прошло больше года, а сцена в клетке до сих пор снится актрисе в кошмарах.
И при съемках моего любимого фильма «Жестокий романс» едва не произошел несчастный случай. Андрей Мягков в роли Карандышева, подплывая к «Ласточке», чуть не погиб, попав в воронку, которую создало пароходное колесо. Огромные вращающиеся лопасти буквально затянули лодку, в которой сидел актер.
Суденышко разорвало в щепки. Мягков чудом остался жив. Только парик с головы слетел. Эльдар Рязанов и все члены съемочной группы были перепуганы до смерти и не могли унять дрожь. Мягков же счел, что его спасение — Божий промысел. Незадолго до съемок актер долго гулял по Ипатьевскому монастырю, предаваясь благочестивым раздумьям.
Вот так блестящая роль чуть не стоила жизни легендарному актеру.
Еще немного о жертвах, на которые идут актеры
Роберт Де Ниро для роли в остросюжетном фильме «Мыс страха» уговорил своего стоматолога намеренно испортить ему зубы, чтобы «выглядело натурально». И щедро заплатил дантисту дважды — сначала за порчу, а потом — за приведение улыбки в первоначальный вид. И не зря. Де Ниро получил номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль.
А Мэтью Макконахи, похудевший для роли в фильме «Далласский клуб покупателей» до состояния скелета?
К слову, в своем нормальном весе он вот такой.
Или Саша Бортич, которой пришлось отъедаться булками, чтобы набрать пару десятков килограммов для съемок в фильме «Я худею».
Не фанатка этой актрисы, но вот так худеть/полнеть по щелчку, — удовольствие такое себе ...
Поэтому я считаю, что работа актера, действительно, сложная и тяжелая. А еще она нервная и местами опасная. Местами противная.
Так можно ли говорить, что артисты получают большие деньги «за просто так»? Пожалуй, только в одном случае, когда речь идет об откровенных бездарностях и халтурщиках, которые не гнушаются сниматься в третьесортных фильмах. К сожалению, таких сейчас много. Но есть и настоящие мастера своего дела и вот они достойны уважения.