Найти тему
Библио-лаборатория

Только раб мстит сразу, а трус — никогда

Да, картинка фантастическая (особенно меч), зато атмосферная )
Да, картинка фантастическая (особенно меч), зато атмосферная )

Греттир, наряду с Ньялем Сожженным и Эгилем Скалагримссоном — один из самых известных героев исландских саг, уникального памятника мировой литературы. Ему посвящена отдельная Сага о Греттире, описывающая его бурную и в общем-то совсем невеселую жизнь, плюс краткую предысторию его семьи до рождения Греттира и некоторые события, последовавшие за его смертью.

Из этих троих Греттир, пожалуй, сама противоречивая фигура. Формально, конечно, он кажется почти полным двойником совершенно неуправляемого и склонного разрешать любые споры насилием Эгиля и противоположностью спокойного, рассудительного Ньяля. Однако на самом деле единственное, что объединяет всех троих — это крайний фатализм, который вообще был отличительной чертой, характерной для всех скандинавов эпохи викингов, и в первую очередь для той сравнительно малочисленной части населения, которая и осталась в исторической памяти Европы, как викинги. Впрочем, я думаю, что мировоззрение этих суровых людей — отличная тема для отдельной статьи, а сейчас поговорим о самом Греттире.

-2

Его главная особенность — очень тяжелый характер, основными чертами которого были крайняя (даже по исландским меркам) независимость, упрямство и нежелание меняться. Цитата о мести в заголовке - его слова, в каком-то смысле характеризовавшие всю его жизнь. Еще в детстве он конфликтовал с отцом, не желая выполнять порученную ему работу по дому, делал все возможное, чтобы от этой работы избавиться, включая осознанное вредительство. Надо заметить, что в то время в исландском поместье работали ВСЕ, никаких «феодалов-эксплуататоров» не было: суровые условия жизни просто не позволяли никому бездельничать, работы было слишком много, а людей — слишком мало.

Противостояние с семьей кончилось тем, что Греттир, отправленный отцом на тинг, повздорил по дороге человеком с другого хутора и в итоге убил его. Остановимся поподробнее на этом эпизоде, поскольку именно его частенько приводят в качестве примера «отмороженности» Греттира — представьте, убил человека из-за какой-то котомки с едой!

Да, ссора действительно состоялась, поскольку Греттиру показалось, что Скегги — так звали того человека — пытается «закрысить», так сказать, не свою котомку, а еду Греттира, но первым прибег к оскорблениям именно Скегги, и именно Скегги первым схватился за оружие. Фактически Греттир всего лишь защищал свою жизнь — классический случай самообороны. Однако тем не менее он был объявлен вне закона и изгнан из Исландии три года.

Исландская природа выглядит прекрасно на профессиональных фотогорафиях, но жить в одиночестве на этих просторах было совсем не весело...
Исландская природа выглядит прекрасно на профессиональных фотогорафиях, но жить в одиночестве на этих просторах было совсем не весело...

И дальше все покатилось по накатанной схеме. Раз за разом Греттира провоцировали на стычки, и каждый раз он просил своих противников одуматься, отказаться от конфликта, но какой викинг устоит от возможности померяться силушкой богатырской с самым известным в Исландии «отморозком»! Что характерно, свое второе (ставшее в итоге пожизненным) объявление вне закона он и вовсе получил по ложному обвинению — люди, в чьей гибели его обвинили, сгорели по собственной глупости, поскольку спьяну не придумали ничего лучше, как швырять в зашедшего к ним в дом Греттира горящими поленьями.

Между прочим, по ходу своих мытарств, Греттир успел совершить несколько по-настоящему добрых и героических поступков: убить пару оживших мертвецов, терроризироваших округу (именно второй из этих зомбарей, Глам, «наградил» Греттира проклятьем, обещавшим, что тот всю жизнь проведет в изгнании), защитить норвежского бонда Торфинна от банды настоящих отморозков, планировавших самого Торфинна убить, а его жену и дочерей — пустить по рукам.

Все это радикально отличает его от Эгиля Скаллагримссона. Эгиль как раз был натуральным социопатом — ничто не доставляло ему больше удовольствия, чем самому затеять какую-нибудь свару и в ней убить пару человек. Редкий случай сочетания «гения и злодейства», он даже будучи уже слепым стариком, сумел достать всех родственников (на чьем попечении, между прочим, жил) и в качестве последнего «подарка» утопил все свое наследство в болоте, после того, как ему не дали разбрасывать серебро со скалы на тинге: Эгиль хотел насладиться всеобщей дракой за упавшие в толпу ценности…

Горячий источник Греттислауг, у которого Греттира спровоцировали на очередную кровавую схватку
Горячий источник Греттислауг, у которого Греттира спровоцировали на очередную кровавую схватку

Что же касается Греттира, то уже начиная с середины саги от его фигуры начинает веять отчетливым трагизмом, почти шекспировским по уровню (недаром великий трагик позаимствовал сюжет "Гамлета" именно из скандинавской саги - читайте статью об этом здесь). Он скитается от хутора к хутору, но мало кто соглашается иметь с ним дело, причем не столько из-за его репутации и характера, сколько из-за могущества его врагов. Раз за разом Греттир сталкивается с желающими померяться с ними силой — ради награды, назначенной за его голову, или из чисто «спортивного интереса», и все эти схватки начинаются с просьбы Греттира не связываться с ним, разойтись мирно, потому что конфликт ничем хорошим не кончится. Странное поведения для отъявленного негодяя, не находите? Для сравнения — главный герой "Саги об Одде-Стреле" всю жизнь только и занимается тем, что ищет, с кем бы подраться — исключительно чтобы выяснить, кто в болоте самая крутая лягуха, ничего личного.

Греттир же с точки зрения викингского «кодекса поведения» ведет себя довольно странно. В подобных обществах (фактически дофеодальных вождествах) прямые попытки уклониться от схватки могли рассматриваться почти исключительно как проявление слабости. Поэтому для человека, записывавшего Сагу о Греттире, такое поведение должно было представляться загадочным — или трагическим. Недаром он наделил Греттира еще одной странностью — после второй схватки с ожившим мертвецом Греттир до конца жизни панически боялся темноты...

Остров Драунгей, на котором провел последние годы своей жизни Греттир , и на котором он был убит
Остров Драунгей, на котором провел последние годы своей жизни Греттир , и на котором он был убит

Лично для меня самое непонятное — почему Греттир не уехал из Исландии, а почти двадцать лет скитался по ее не слишком гостеприимным просторам, влача, прямо скажем, довольно жалкое существование (вряд ли жизнь на подножном корму, охотой, рыбалкой и случайными кражами чужого скота можно назвать удачной карьерой воина). За это время доброжелательно настроенные к нему люди несколько раз советовали ему покинуть остров, но он упорно оставался в Исландии, причем сага не дает никаких вразумительных объяснений такому его поведению. Я могу предположить, что Греттир не хотел этого делать, потому что в проклятье мертвец Глам пообещал Греттиру, что тот умрет на чужбине. Однако если смотреть на происходящее глазами современников Греттира, то надо понимать, что для объявленного вне закона чужбиной становилась его родная страна — в буквальном смысле он становился там даже более чужим, чем какой-нибудь иноземный гость.

Учитывая время действия саги, которое можно установить довольно точно — рубеж первого и второго тысячелетий, в Европе тогда было полно мест, где изгнанник, объявленный в Скандинавии вне закона, мог сделать весьма недурную карьеру. Спрос на таких людей был велик — от Константинополя до Ирландии, и от Нормандии до Киева. Почему он этого не сделал, поселившись в итоге вдвоем с братом на уединенном островке (где их в конце концов и настигли убийцы)? Причина так и остается загадкой в трагической судьбе этого гордого человека.

Понравилась статья? Поддержите канал: лайком, комментарием, подпиской!