Найти тему
Прорывист

Марксизм и табакокурение

Коммунисты, выступая с научных позиций, обладая научным материалистическим мировоззрением, считают курение за ЗАБОЛЕВАНИЕ, которое распространяется СОЦИАЛЬНЫМ ПУТЁМ. Иными словами, это физиологическая болезнь, которая имеет социальные корни, распространяясь посредством общественных факторов, а не внешних физических воздействий. Конкретней — курение в настоящий момент обусловлено пластом культуры и общественных норм, то есть, состоянием общественного сознания. Без воздействия общественного сознания на психику индивида тот ни в коем случае не стал бы курить, ибо курение не есть естественный процесс, ввиду чего одних медицинских способов борьбы недостаточно в принципе.

Таким образом, рассматривая курение как болезнь, наносящую вред общественному здоровью, которую необходимо искоренить как любую другую болезнь для полноценного и гармонического развития общества, коммунисты полагают необходимым бороться с курением в той мере, в какой на каждом этапе это соответствует имеющимся ресурсам.

Борьба с курением для коммуниста есть один из элементов борьбы за научное мировоззрение вообще в идеологии и за общественное здоровье на практике. Один из элементов, борьба с которым должна быть подчинена общей цели и вестись пропорционально социальной опасности. Вопрос меры опасности в каждый исторически конкретный момент разный. Например, в XIX-начале XX века мера опасности была относительно невелика, потому что гораздо больше человеческих жизней уносил производственный травматизм, последствия голода и физического недоедания, отсутствие санитарных условий и медицинского обслуживания, да и доля курящих была относительно невелика — например, курящие женщины были диковинкой и скорее исключением даже для весьма эмансипированных слоев. К тому же вред табака толком изучен не был в силу состояния тогдашней науки, механизмы воздействия на организм тоже, последствия для здоровья даже светила медицины склонны были преуменьшать. Да и не разобранных вопросов перед рабочим движением было гораздо больше, чем в настоящее время. Потому классики марксизма не оставили нам ни работ, ни программных указаний относительно данного конкретного аспекта здравоохранения.

Хотя Советская власть одновременно с формированием системы здравоохранения взялась за вопрос борьбы с курением и алкоголизмом, не откладывая вопрос на «светлое будущее». При появлении минимальных ресурсов для осуществления борьбы с курением — то есть, государственной власти, были приняты весьма энергичные меры по тем временам. В первые годы Советской власти нарком здравоохранения Н.А. Семашко призывал к безотлагательной борьбе с курением, прежде всего, среди молодёжи:

«Нужно создать среди молодёжи такое мнение, чтобы на малолетнего курильщика смотрели не как на героя, а как на невежу, не знающего самых элементарных правил гигиены, как на психически ненормального наркомана».

Штабом борьбы с табакокурением был наркологический или невропсихологический диспансер, где проводилась санитарно-просветительная работа и лечебные мероприятия среди населения, появились запреты для курильщиков на курение в общественных местах, на собраниях, заседаниях. Правда, больше первое время действовали пропагандой и просвещением. В 1926 году наркосекцией Минздрава был предложен особый метод борьбы с курением под названием «Детский поход на взрослых». Взрослым предлагалось «… не отравлять воздух, не подавать детям дурного примера сосанием папиросы, не воспитывать своим примером курильщиков и пьяниц, не давать невыполнимых умных советов, не надеяться на уважение к себе». После того, как просвещения оказалось недостаточным, законодательно закрепили курс на деникотинизациюю. В 1930 году постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР запрещалось курение в служебных помещениях общего пользования. В 70-х годах различными министерствами и ведомствами были осуществлены законодательные мероприятия по упорядочению, ограничению и запрещению курения. Не разрешалось курить в метро, трамваях, троллейбусах, автобусах, во всех зрелищных заведениях — в театрах, кинотеатрах, концертных залах, дворцах культуры. Был введён запрет на курение в медицинских учреждениях, институтах, школах, училищах. Вводится запрет на продажу табака и табачных изделий несовершеннолетним. С 1 января 1981 г. приказом Министерства здравоохранения запрещается курение больным и медперсоналу больниц, поликлиник, роддомов, женских консультаций и других медицинских учреждений, в служебных и рабочих помещениях. (Это к вопросу о курящих врачах)

В приказе Министерства просвещения СССР того же года «О мерах по усилению борьбы с курением» предлагалось усилить воспитательную работу по предупреждению курения среди учащихся, читателей и других работников просвещения, а также запрещалось курить в общеобразовательных школах и других учреждениях народного образования.

Иными словами, коммунист не может утверждать, что «курение-личное дело каждого» и его лично не касается, коммунист обязан бороться с курением в той мере, в какой у него есть возможность делать это без ущерба борьбе за коммунизм вообще, точно так же, как борется за какие-то частные вопросы.

Второй вопрос — об отношении к курящим. Вытекает из первого — коммунист к курящим обязан относиться как к больным людям. И должен пропагандировать и выступать за те меры, которые приведут к излечению людей и искоренению болезни. Таким образом, коммунист никоим образом не может протестовать против мер по ограничению курения, какой бы демагогией про «права человека» эти протесты ни прикрывались. Коммунист должен осознавать два аспекта проблемы, связанной с ограничением — во-первых, курение «пассивное» приносит вред некурящим, во-вторых, курение одних самим фактом курения в силу отношения к этому как к норме, вовлекает в курение людей и тем самым способствует эскалации заболевания. Иными словами, каждый курильщик, который курит возле некурящих, автоматически зачисляет себя в разряд больных, которые заражают окружающих, соответственно, это перестает быть его личным делом.

Таким образом, отношение к курильщикам должно быть точно таким же, как и отношение врачей к больному общественно опасным заболеванием — если больной выполняет все гигиенические требования, осознает степень опасности своего заболевания и лечится, то отношение к нему будет ровно такое же, как любому полноправному члену общества. Однако если такой больной не лечится, степень опасности заболевания нем осознает, бегает заражает здоровых, и тем паче пропагандирует заражение — то все меры принуждения для пресечения такого поведения будут оправданы в той мере, в какой болезнь общественно опасна. Для больного бубонной чумой эти меры — вплоть до расстрела, для курильщиков возможно ограничиться штрафом и порицанием.

Теперь относительно курения самих коммунистов. Коммунисты не появляются ниоткуда, они дети того же капитализма и могут нести присущие отсталому обществу отдельные предрассудки, заблуждения и заболевания, в том числе. Однако коммунист не может быть в полной мере выразителем научного мировоззрения, пока он этим предрассудкам подвержен. Курение у коммунистов проявляется как А) чисто физиологическое заболевание, которое коммунист осознает как вредную для себя и общества, и с которым борется, как идеологически, так и конкретно-физически, но на данном этапе безуспешно, и тут возможны, в зависимости от тяжести привыкания, и некоторые отступления как то прекращение попыток бросить курить лично. Осуждения такая позиция вызывать не должна, потому что мера социальной опасности идейно разоруженного курильщика, осуждающего курение, но не сумевшего бросить, невелика. Тут важнее осознание. Б) предрассудок или заблуждение, а то и преднамеренная ложь с целью оправдать собственную болезнь. Когда коммунист не борется и не осуждает курение, а наоборот, агитирует за него или оправдывает, это показывает его незрелость как носителя научного мировоззрения, и по большой части, отказ от ряда программных положений коммунистической программы. И отношение к нему должно быть точно такое же, как к больному, который заражает здоровых, то есть, осуждающее. В зависимости от степени опасности для коммунистической программы таких заблуждений такому человеку можно даже отказать в праве называться коммунистом. Например, когда коммунист в публичных обсуждениях вопроса о курении высказывается в пользу оного, то он тем самым не просто заблуждается, а публично искажает коммунистическую программу относительно здравоохранения, и отношение к нему будет не только как к опасному больному, а как к врагу коммунизма.

Однако следует понимать третьестепенность и подчинённость данного вопроса, который не должен выпячиваться на первый план ни при каких обстоятельствах. Вопрос о курении, как и множество других конкретных частных и мелких социальных проблем, являются исключительно подчинёнными по отношению к развитию рабочего движения. Никогда коммунист не будет в качестве очередной, внеочередной ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ выставлять борьбу с курением, тем более выступая с какой-либо агрессивной позицией по данному микроскопическому вопросу. Проблема табакокурения будет разрешена как элемент становления нового быта, развития бщественного сознания в ходе строительства коммунизма.

Очевидно, что борьба с курением при капитализме является хоть о оздоравливающим массы процессом, но частью конкурентной экономической борьбы корпораций.

Что касается зависимости от курения, то все физиологические зависимости после некоторого известного временного дискомфорта (ломка) являются психологической привычкой. Но привычка может укореняться на фоне разрушения личности (наркомания, извращения), поэтому к вредным привычкам нужно относиться внимательно. Что касается конкретно курения, то усилием воли курить бросить может КАЖДЫЙ.

А. Лбов