Мнения тех, кто скоростному форсированию жесткого бездорожья – предпочитает более практичные занятия: охоту и рыбалку в отдаленных, не испорченных присутствием человека местах – существенно разделились. Кому-то по душе проверенный полноприводный джип с печкой и объемным багажным отсеком, а кто-то не устает утверждать, что лучший в мире транспорт для охоты, рыбалки и изучения «медвежьих уголков» – это легкий двухместный ATV. У каждого варианта есть преимущества, недоступные другому, а также – характерные «минусы», поэтому споры не умолкают уже добрый десяток лет. Сделать личный однозначный выбор между двух популярных типов покорителей бездорожья – можно только если сформулировать, какой именно тип отдыха вы предпочитаете – с комфортом, или более экстремальный.
Проходимость
Самый первый «козырь», которым джиперов «бьют» поклонники квадриков – это выдающиеся возможности ATV, пусть зависящие от кубатуры, но даже в самых «лайтовых» 400-кубовых версиях – превосходящие автомобильные показатели. Квадрики объемом менее 400 кубов, не снабженные полным приводом рассматривать не будем – для серьезного бездорожья они не годятся. Сравнение проведем по самому популярному сегменту – полноприводным АТВ, объемом 500–650сс.
Короткая база, малые свесы, больший дорожный просвет, малая снаряженная масса, малый радиус разворота, относительно низкий центр тяжести – сплошные «плюсы» на фоне популярной у рыбаков и охотников, достаточно легкой Нивы (LADA 4x4). Более тяжелые «рамные» джипы – также уступают квадрам в проходимости. Они тонут, закапываются, не могут преодолеть критические углы подъема из-за длинных свесов и свободно петлять между деревьями – из-за габаритов. Легкие и «злые» квадроциклы – преодолевают практически любую пересеченку.
Сравнительная таблица характеристик полноприводного джипа (Нива) и четырех популярных квадроциклов:
Вместимость
На охоту или рыбалку на Ниве – можно ехать группой из 4 человек. В багажник авто легко помещаются 4 походных рюкзака емкостью 100-120 л, плюс запас топлива, инструменты и кое-что по мелочи. Еще 2-3 сумки со снаряжением – можно разместить в салоне. На квадрике – в зависимости от модели, может быть или одно, или два сиденья. Если водитель один – багажные платформы можно использовать по максимуму, если с пассажиром – часть объема «уйдет» на спинку пассажирского сиденья.
При желании, охотничью, либо рыбацкую снасть, и все трофеи – можно везти на прицепе. Каждый утилитарник от 400сс объемом оснащается прицепным устройством. Тяговое усилие, развиваемое 500–600 кубовым аппаратом, позволяет буксировать прицеп массой от 300 до 650 кг. Нива – тянет прицеп массой 600 кг, плюс, может быть оборудована верхним багажником, на который можно нагрузить еще около 150 кг полезного негабаритного груза.
Выловленная рыба и дичь – достаточно компактны, но, если, например, охота не задалась, а вы встретили огромную поляну грибов? В багажнике автомобиля – груз можно везти просто «насыпом», столько, сколько влезет по объему. На багажник квадрика – без утрамбовки, сыпучий груз закрепить сложно – нужен закрытый кофр, или ящик.
Грузоподъемность
Рекомендуемая нагрузка на багажные платформы АТВ – 90 кг (задняя) и 45 кг (передняя). Общая «паспортная» грузоподъемность – включает в себя вес водителя и пассажира. Если отнять их от общей, на долю груза останется около 30 кг. Каждый квадрик, при необходимости, способен везти больше, чем заявлено по паспорту, но во-первых – ощутимо повысится расход, а во-вторых – не забывайте, что навьючив на зад короткобазного аппарата высокий (объемный) сверток, вы сильно измените развесовку. С изменившимся центром тяжести теряется маневренность – придется ехать осторожнее, выбирая маршрут попроще. Спереди «скомпенсировать» нагрузку вряд ли получится – на тюнингованных версиях платформу «крадет» вынос радиатора. Если его нет, как лебедки и шноркеля – серьезные броды и грязь квадру будут не «по зубам». Без тюнинга, передняя багажная платформа может нести универсальный закрытый кофр, или ящик, максимальные габариты которого – 110 х 60 х 45. Емкость жесткого заднего кофра, в зависимости от формы, составляет от 70 до 110 л, мягкого «охотничьего» с отделениями под ружья – около 90 л.
В багажных кофрах квадрика – место ограничено и, чаще всего – почти полностью занято сухой одеждой, едой, питьевой водой, аптечкой. У опытных путешественников, в этот комплект входят ремень вариатора, масло и набор ключей. Кейс для ружья или удочек, канистра с водой или топливом и даже кофр для фото-видео аппаратуры – все размещается на квадроцикле снаружи, поэтому защищается от воды, ударов о препятствия и падений – только за счет прочности футляра. Багажник Нивы «растягивается» от 260 (с установленными), до 500 (со сложенными сиденьями) литров. В закрытом кузове багаж (особенно – еда) остается в большей сохранности и будет дополнительно защищен от порчи мелкими дикими животными.
Комфорт на рыбалке
Дневной, или даже суточный рейд можно продержаться на «минимуме», но в двух-трехдневном походе – водителю потребуется полноценный отдых. Путешествуя на квадрике, с собой нужно брать палатку, спальный коврик и мешок. В автомобиле – можно спать просто разложив сиденья.
Комфортная рыбалка с лодки в условиях сильного течения требует хорошего якоря. Квадроцикл, в отличие от более тяжелого автомобиля, нельзя использовать для якорения, даже несмотря на то, что у него тоже есть лебедка. Ниву – можно. Кроме того, само плавсредство будет весить как минимум 15-20 кг (без мотора). Накачивать лодку легче автомобильным компрессором (дополнительно 3кг).
В холодное время года, машина, оборудованная отопителем, позволяет с комфортом путешествовать в любых погодных условиях. Теплая одежда, сопутствующее снаряжение – бур, ящик для снасти, горелка, кастрюля – занимают не менее 60 л дополнительного объема. Для зимней рыбалки – возможность время от времени погреться в закрытом пространстве – жизненно необходима. Плюс АТВ для зимней рыбалки – в основном в том, что легкий аппарат безопаснее на льду.
Комфорт на охоте
Уровень шума, который издают моторы автомобиля и квадроцикла – различается в разы. Чтобы снизить акустическую нагрузку на свои уши и стать менее заметными, владельцам АТВ приходится устанавливать тюнинговые (тихие) выпускные системы. Правда, по отзывам, пугливость животных – зависит от посещаемости региона и в более глухих уголках звери подпускают неизвестный им квадроцикл ближе, чем уже знакомый автомобиль. В плане преследования дичи – квадроцикл, за счет проходимости и легкости – дает большую фору автомобилям, позволяя серьезно сократить дистанцию, либо – подъехать за павшей дичью по болотистой «каше». Экипаж водитель плюс штурман на ATV – имеют больше шансов приехать с трофеем, чем на авто.
Вместо итога
Расход топлива, вместимость и даже стоимость обслуживания – все это величины, зависящие от режима эксплуатации транспортного средства. Чем дальше, жестче и чаще в «грязь» – тем больше расходов потребует любая техника. Основной выбор – Нива или ATV – состоит в том, что важнее – комфорт, или проходимость.
Для охоты и рыбалки используются в основном утилитарные модели квадриков, однако, несмотря на категорию, квадроцикл – не тягач, и максимальное удовольствие от его вождения вы получите только налегке. Обеспечить себе комфорт на «стоянке» – значит – нагрузить на него много вещей, автоматически потерять в мобильности и потратить больше топлива (которое тоже придется везти с собой).
Если вам по душе обстоятельное, подготовленное путешествие, отдых с максимумом комфорта, из рейда вы никогда не приезжаете без добычи, любите ездить далеко и надолго, и не любите рисковать – присмотритесь к авто. Если же вам по душе короткие «вылазки» в безлюдные уголки, возможность свернуть с дороги на любом метре и проехать там, куда сознательные джиперы стараются «не соваться» – выбирайте квадроцикл.