Найти в Дзене

Сказы рода Лыковых. Медвежий вандализм и роковой заездок (часть 28)

Мистические события на старом погосте
Заимка Агафьи. Фото из открытых источников
Заимка Агафьи. Фото из открытых источников

Карп и Акулина Лыковы, несмотря на все их усилия, не смогли уберечь дочку Евдокима, единственную из всей семьи, оставшуюся в живых. После похорон малышки Марфы Лыков решил сходить на семейный погост, помолиться на могилах родных и попросить прощения у брата, что не выполнил его наказ спасти его семью.

Картина, которая открылась его взгляду, когда он добрался до погоста, повергла его в ужас. Когда Карп хоронил брата после убийства, ему одному не под силу было срочно подготовить домовину и хоронить тело пришлось без нее. Медведь разрыл могилу и разбросал останки. Но самым страшным Карпу показалось то, что голова осталась нетронутой ни медведем, ни тленом.

Совершив молитву, Карп вернулся за инструментом и, сколотив гроб, собрал останки и перезахоронил их в другой могиле, чтобы избежать разорения захоронения снова. В этой истории есть расхождения: со слов Агафьи все было так, как я описала, тогда как у Тигрия Дулькейта, который тоже описывает этот эпизод, и которому есть свидетели, указано, что домовина была, но лежала рядом разломанная, и в ней же перезахоронили останки. И, по словам Дулькейта, это случилось намного позже. Кто ошибается, сейчас определить трудно, но, самое главное, что на этом история не закончилась.

Через двадцать с лишним лет Карп с Савином пришли на заимку и обнаружили могилу снова разрытой. Тогда Карп сходил за остальными членами семьи, и, все вместе помолившись, они зарыли могилу, а голову, которой так и не коснулся тлен, просто прикрыли дерном. Было решено, раз медведь трижды (так трижды или дважды? Или все же случаев было три?) извлекал останки, значит это какой-то знак. Агафье в то время было 11 лет и она очень хорошо запомнила все произошедшее. После отшельница ни разу не была на старом погосте, а Сергей Усик, побывав там, не нашел и следа от старых могил.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В течение следующей зимы Карп ни разу не спускался к воде, несмотря на то, что ни одного представителя заповедника в тот год на Абакане не было. А весной, когда сошел снег, Лыков отправился к месту слияния Абакана, Ерината и Курумчака, где начал строить новый дом. Увы, теперь рядом не было братьев, отца или Саночкиных, как было много лет назад, когда они возводили дома на Абакане, полные надежд о спокойной и праведной жизни. Теперь он оставался один, в ответе за семью и детей, и понимал, что, если с ним что-нибудь случится, угроза голодной смерти нависнет уже над его близкими. Поэтому Карп был очень осторожен, осмотрителен и изобретателен. Придумывал рычаги и прочие приспособления, помогавшие ему справляться одному.

И все равно - строительство избы и расчистка пашни растянулись на 2 последующих года. Те мои читатели, кто следят за повествованием с самого начала, помнят, как много лет спустя его дочь, Агафья Карповна повторила все, что выпало на долю ее отца, еще и уложившись в одну зиму. На мой взгляд, это просто невероятное мужество, упорство и умение. Но вернемся к Карпу Осиповичу. Обычно он уходил на Еринат на неделю и, выполнив намеченные дела, возвращался домой, проходя каждый раз около 20 км в один конец.

За те два года, что Лыков подготавливал новое место для жилья, наблюдатели из заповедника так ни разу и не появились. Возможно, в администрации считали, что после появления Кануйского кордона пройти мимо него стало невозможно. А возможно причиной была и смена руководства заповедника. Новое начальство приняло решение отправить группу наблюдателей на этот удаленный участок. И именно в этот момент Карп Осипович решает все же соорудить заездок для рыбы (я рассказывала о его устройстве здесь).

-3

Во время сооружения заездка одна из загородок, сплетенных из ивовых прутьев, случайно выпала из рук отшельника и ее тут же унесло течением. Размеры загородки были довольно приличными (примерно метр на два), но, несмотря на это, она нигде не застряла и не зацепилась и течение донесло ее до самого кордона, где и выбросило на мель. На кордон как раз прибыла та самая группа, планировавшая осмотреть Лыковскую заимку и уйти на Телецкое озеро. Но появление загородки говорило о том, что где-то выше по течению живут неучтенные люди, следовательно планы экспедиции изменились.

Осмотрев заимку, лесники продолжили исследовать берега по Абакану. Они понимали, что заездок мог построить только кто-то, живущий недалеко от реки. И действительно, через некоторое время наблюдатели обнаружили искусственную запруду и человека на ней. Подойдя ближе, Данила Молоков, который был в составе группы, узнал Карпа Лыкова. Встреча была полной неожиданностью, потому как все считали, что после убийства брата Лыковы ушли на Лебедь. Понаблюдав за Лыковым и установив, что он на заездке один, лесники, взяв карабины на изготовку, двинулись к отшельнику.

Что случилось дальше, читайте в моей следующей статье, подписавшись на мой канал.