Письмо шесть десет и седмь.
Достопочтенные читатели!
Вернемся в 1812 г. Победа на Москве-реке, коей Наполеон назвал Бородинское сражение 26 августа, как известно, оказалась пирровой. Заняв Москву, посчитал самокоронованный император войну завершенной, а сия лишь началась. 19 октября Великая армия ушла из Москвы восвояси, уменьшаясь по пути под действием зимы, недостатка продовольствия и боев.
Как бы не угрожали отечеству враги внешние, герои всегда сталкиваются с врагами внутренними. Вы наблюдали цепь падений генерала Эртеля, но могли не осознавать, что сие – плод действий завистников. Распри обычно не фигурируют на скрижалях исторических хроник, но не стоит о них забывать. 15 октября начальник Черниговского ополчения генерал-лейтенант в отставке граф Николай Васильевич Гудович написал рапорт дежурному генералу при Кутузове генерал-лейтенанту Петру Петровичу Коновницыну. Прежде ознакомления с сим надобно узнать, что такое ополчение.
6 июля в Полоцке император Александр издал манифест с призывом всем сословиям восстать против врага, а 16 июля в Москве в Слободском дворце (соседний с Желтым, ныне здесь МГТУ им. Баумана) лично огласил воззвание дворянам и купцам. Дворянству предписано было организовать полки из крепостных. Офицерами становились добровольцы-дворяне, уже отставленные от службы. Гражданским чиновникам-добровольцам сохранялось жалованье. Полковым и батальонным начальникам жалованье не полагалось. Составили 3 округа: 1) Московская, Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская, Смоленская губернии; 2) С.-Петербургская, Новгородская; 3) Казанская, Нижегородская, Пензенская, Костромская, Симбирская, Вятская.
Ополченцы носили на шапках крест и императорский вензель с надписью «За веру и царя». Называли сих воинов казаками.
В ополчение пошли многие знаменитые писатели: Жуковский, Вяземский, Грибоедов, Загоскин, Лажечников.
Покорный к услугам, Baron de la Yausa.