Найти тему

Никита, Люба и река Потудань... Так начинался фильм Кончаловского "Возлюбленные Марии"

Здравствуйте, друзья! С вами Татьяна. Я филолог. Люблю хорошие книги и хорошее кино.

Сцена из фильма Андрея Кончаловского "Возлюбленные Марии". 1984 год.
Сцена из фильма Андрея Кончаловского "Возлюбленные Марии". 1984 год.

В начале 90-х я впервые увидела замечательный фильм Андрея Кончаловского «Возлюбленные Марии» с Настасьей Кински в главной роли. Тогда я и подумать не могла, что он снят по рассказу русского писателя Андрея Платонова. Фильм воспринимался мной исключительно как история из американской жизни.

Сюжет фильма. 1946 год. Мир приходит в себя от последствий второй мировой войны. В небольшой американский городок, населённый сербами, возвращается из японского плена солдат Иван Бибич. Чтобы вынести ужасы плена и не сойти там с ума, он мысленно «женился» на Марии, девушке из его городка, жившей по соседству.

Теперь он, герой войны, видный мужчина, может жениться на Марии по-настоящему. И он женится. Только после свадьбы оказывается, что игра воображения сыграла с ним злую шутку: теперь Марию он может любить только платонически. Он так боготворит её, что готов жизнь за неё отдать, но только не прикоснуться к ней… Мария страдает, во всём винит себя. Она мечтает о ребёнке и почти смиряется с тем, что счастья материнства ей не испытать. Иван бежит из этого городка, от Марии, от себя самого…

Детали жизни и быта американцев конца 40-х годов: хорошие костюмы, автомобили, джаз и прочее - тесно соединились в моём сознании с историей двух влюблённых.

Но, как оказалось, эта киноистория начиналась не с какой-нибудь американской беллетристики, а с рассказа Андрея Платонова «Река Потудань», написанного в 1937 году.

Этот рассказ был мне незнаком. Но тут, конечно, стало так интересно, что я нашла «Реку Потудань» и прочитала её за один вечер.

Начну с того, что различия в сюжете есть. Главный герой, красноармеец Никита Фирсов, возвращается в свою деревню после гражданской войны. Ему 25 лет, он устал от войны, смутно помнит соседскую беленькую, чистенькую дочку учительницы Любу. Она его тоже не забыла. Молодые люди начинают встречаться. Люба живёт впроголодь, Никита приносит ей хлеб, топит печь. Это вам не нарядная и сытая американская жизнь!

Просто и поэтично Платонов пишет о том, как Никита и Люба лежат животами на льду Потудани и смотрят на воду, текущую под ними. Смотрят и думают, куда бежит эта вода. И здесь изумительная метафора жизни… И так можно было снять эту сцену!

-2

Они женятся. Платонов точен, но деликатен в повествовании. Отношения героев складываются… так же, как в фильме. Проснувшись однажды ночью, Никита слышит, как Люба плачет. И тогда он убегает из дома. Долго скитается. Как-то в чужом городке Никита случайно встречает своего отца. И тот говорит ему, что Люба пыталась утопиться в Потудани. Так горевала, что муж её покинул. Спасли, выходили. Теперь она болеет.

Никита не дожидается утра. Он идёт пешком, потом бежит. Устав, шагает. И снова бежит, бежит! Домой! К Любе…

И я как будто вижу эту сцену: в предутренней мгле по дороге, по росистому лугу, задыхаясь, спешит человек, уставший и замёрзший без любви и тепла.

Первая мысль после прочтения: и зачем Кончаловскому понадобилась Америка? Русская киноверсия получилась бы не менее, а может быть, и более прекрасной.

Я не буду останавливаться на финале рассказа и концовке фильма. Лучше самому читать. Или смотреть... И думать о том, каким трудным может быть путь к счастью двух любящих людей.

А вы как думаете, дорогие читатели?

Приходилось ли кому-нибудь из вас жалеть, что он не режиссёр?

Понравилась статья?

Ставьте лайки!

Подписывайтесь на мой канал!