МУМИЙ ТРОЛЛЬ «Икра»
Уточним сразу: альбом «Икра» - это продукт не совсем из Приморья. Да, Илья Лагутенко, т.е. его непосредственный создатель, родом действительно из Владивостока, хотя и рожден в Москве. Но только на «нерест» (вот уже во второй раз) он отправился в Лондон, где проживал до сего момента довольно длительное время. Поэтому правильнее будет сказать, что сырье дальневосточное, а производитель британский. При этом основным импортёром и потребителем этой самой «Икры» был и остается преимущественно постсоветский рынок.
Год выпуска 1997-ой. При этом срока годности «Икра» не имеет: она все также вкусна и свежа, как 20 с лихом лет назад, когда родное отчество буквально захлестнул «вирус» мумийтроллемании (другие научно-популярные термины для обозначения этого «эпидемиологического» явления: мумиймания и МТмания). Причем прогрессировал «вирус» везде, от крупных мегаполисов до малых деревень, поражая преимущественно молодое поколение школьно-институтского возраста.
Собственно, причиной столь массового «отравления» была даже не «Икра», а ее предшественник под названием «Морская», поставленный на русскоговорящие просторы всё в том же 1997-ом году и всё из того же города Лондона. А вот «Икра» этот выдающийся экспортно-импортный успех достойно закрепила. Причем, раз и навсегда.
Да, с «эпидемией» под кодовым названием МТ наше Отечество и соседние государства, а также слегка попавшая под «раздачу» Япония, худо-бедно справились. Но только окончательно оправиться от нее так и не смогли. Как только откупориваешь «банку» с этой самой «Икрой», так все по-новому: те же ярко выраженные симптомы восторженно-эйфорийной зависимости, но теперь на фоне прогрессирующей ностальгии. В общем, «зараза» еще та!
Забавная все-таки штука получается: мумийтроллемания «накрыла» географическое пространство аккурат от Лондона до Владивостока. Причем само творческое явление МТ находится где-то посередине. Нет, не в Екатеринбурге. Тут смысл иной, переносный.
От Лондона в наследство альбому «Икра» достался качественный фирменный звук, взращенный на брит-попе и пост-панке, родиной которых является как раз Туманный Альбион. А вот сюрреалистические тексты и самобытная подача – это уже из Владивостока. Во Владике, конечно, тоже есть и море, и туманы, но совершенно другие, не такие как в Британии.
В определенном смысле получившийся изобретательный «рокопопс» (термин авторства Ильи Лагутенко для обозначения собственного творчества) представляет собой гармоничное слияние Европы и Азии. И, кстати, на альбоме «Икра» этот оригинальный музыкальный стиль предстает во всей красе в последний раз. Что стало дальше – история совершенно иная и для многих весьма спорная.
А ещё «Икра» - это самый жесткий альбом МТ. Если, конечно, слово «жесткий» вообще применимо к «ласково мурлыкающему» творчеству этого коллектива. В любом случае, достаточно холодные гитарные рифы на нем встречаются обильно, местами напоминая то гранж, то панк, то альтернативный рок, то еще что-то. Послушайте песни «Доля риска», «Шамаманы», «Алмазами», «На яды» - и скажите, что это не так! Более раскрученные вещи «Не звезда» и «Ранетка» тоже, в принципе, из аналогичной «оперы».
В составе «Икры» только натуральные компоненты и огромная энергетическая ценность. И все без исключения песни сильны по-своему. Лишенная какой-либо идейной подоплеки, да и вообще малопонятная лирика Лагутенко вписана в музыкальное полотно просто идеально. Как итог, в голове слушателя создается этакий мир бессмысленного хаоса, где все логично и на своих местах.
Конечно, роль СМИ в популяризации творчества МТ умалять нельзя. В конце 90-х по радио постоянно крутили хиты «Дельфины», «Не звезда», «Ранетка». На эти же песни были сняты весьма оригинальные видеоклипы, которые в разное время охотно транслировались на всю страну многочисленными телеканалами не только музыкального характера. А чуть позже к ним подключился его сиятельство Интернет.
Но ведь и сам по себе альбом удивительно хорош и полностью достоин того, чтобы быть услышанным как можно большим числом ценителей хорошей музыки. В конце концов, в списке «50 лучших русских альбомов всех времен», составленном журналом «Афиша», просто так никто не оказывается. Да и бестселлером «Икра» стала тоже отнюдь не случайно.
Что интересно, относительно спокойные вещи с альбома («Сиамские сердца», «Так надо» и «Сигналы») в череду всенародно любимых хитов МТ войти не сумели. Видимо, время было другое. Оголтелые 90-е требовали больше «сюрра, нетривиальности и жести». Если так, то свежие поставки «Икры» оказались тогда ко времени и к месту.
Впрочем, и сегодня подобный «деликатес» лично мной «уплетается» с огромным удовольствием. И есть серьезные подозрения, что в этих неизменных «гастрономических» предпочтениях я далеко не одинок.