Начало статьи вы можете прочитать в публикации «Правда и ложь о легендарном Рижском ОМОНе. Часть первая» по ссылке -
Ещё несколько месяцев после событий 15 мая 1990 года Рижский ОМОН добросовестно и успешно боролся с преступностью на улицах Риги.
А по вечерам у себя на базе омоновцы обсуждали между собой политическую ситуацию, которая сложилась в Латвии. Все пришли к единодушному мнению, что не будут больше участвовать в разгоне русскоязычных митингов, на которых люди выступали против отделения Латвии от Советского Союза.
Но никто тогда ещё не предполагал, насколько сильно из-за этого может возрасти противостояние между ОМОНом и руководством МВД Латвии, а потом и со всей латвийской властью.
Нарастание кризиса в отношениях между ОМОНом и МВД Латвии.
В руководстве МВД Латвии после 15 мая чувствовали себя уверенно, предполагая, что самое сильное и подготовленное спецподразделение полностью поддерживает действия властей, направленные на отделение от СССР, и будет выполнять любые приказы для достижения этой цели.
Первый шок власти Латвии испытали, когда ОМОН отказался выполнить приказ министра внутренних дел ликвидировать в подразделении партийную ячейку и выйти из КПСС всем сотрудникам, кто в ней состоял, а также принять новую присягу на верность независимой Латвийской Республике.
В ответ омоновцы заявили, что будут, как и раньше, добросовестно бороться с преступностью не вмешиваясь в политические акции и придерживаться только Конституции СССР и законов Латвийской Советской Социалистической Республики.
О принятии новой присяги не могло быть и речи, так как все сотрудники ОМОНа посчитали это предложение изменой Родине, которой они уже дали присягу при поступлении на службу.
В такой ситуации министр внутренних дел не нашёл ничего лучшего, как объявить о расформировании ОМОНа, и прекратил финансирование отряда, а самих омоновцев объявил вооружёнными бандитами, которые должны быть задержаны и направлены в следственный изолятор.
Первая ложь о Рижском ОМОНе.
В это время родилась первая ложь об отряде.
Руководство Латвии, стремясь настроить население республики против ОМОНа, объявило, что в отряде нет ни одного латыша, остались только русские, которые вышли из подчинения и направили своё оружие против коренного населения независимой Латвии – латышей. Слух о демарше ОМОНа дошёл уже в то время до самых отдалённых уголков Латвии, и латышское население стало верить, что скоро к ним придут «кровавые русские омоновцы», разыскивая свои жертвы среди латышей.
Вот таким образом власти независимой Латвии стали усиленно разжигать межнациональную рознь между русскими и латышами.
Но нужно отметить, что эта ложь имела и обратный эффект.
На самом деле в отряде было немало латышей. Некоторые из них после начала конфронтации хотели уволиться или перейти на службу в другие подразделения милиции. Но после такой лжи в отношении их отряда, в отношении их друзей и их самих, почти все остались на службе в ОМОНе и даже вместе с отрядом покинули территорию Латвии после августовского путча 1991 года. Но об этих событиях я расскажу в своей следующей статье.
Сейчас только отмечу, что омоновцы не стали пассивно смотреть, как будет развиваться ситуация.
На своём общем собрании они признали руководство новой Латвии фашистским и объявили ему свою войну, войну за сохранение Советского Союза и Латвийской ССР в его составе. О чём и сообщили министру МВД Латвии.
Благо, Москва поддержала тогда Рижский ОМОН, и отряд был сохранён.
О развитии дальнейших событий читайте в моей следующей статье «Правда и ложь о легендарном Рижском ОМОНе. Часть третья».
ЕСЛИ ПОНРАВИЛАСЬ МОЯ СТАТЬЯ, НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОСТАВИТЬ ЛАЙК И ПОДЕЛИТЬСЯ СО МНОЙ СВОИМ КОММЕНТАРИЕМ, ОН ОЧЕНЬ ВАЖЕН. И, КОНЕЧНО, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ ОЧЕРЕДНУЮ СТАТЬЮ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ «ГОВОРИМ О ПОЛИТИКЕ ВМЕСТЕ».
При копировании статьи просьба делать ссылку на канал «ГОВОРИМ О ПОЛИТИКЕ ВМЕСТЕ».