С самых диких времён среди людей обязательно были те, кто так или иначе умел оказывать медицинскую помощь. Именно они знали, например, то, какой глиной лучше ранку замазать или могли оказать помощь при родах. Можно ли такого человека с полным правом назвать "врачом"? Почему нет? Для других профессий подобное делается и там и тут, начиная с "древнейшей". Однако, со времён крещения Руси попы местных врачей называли "бабы богомерзкiя".
Были ещё и другие варианты, которые встречаются в летописях - к примеру, "мерьские бабы" и даже "мирьские". Отсюда, кстати, у меня предположение, что слово "мерзкий" произошло от слова "мирской" и далее от "мир", точнее даже от "мiръ". То бишь христианское презрение к обществу, к материальной Вселенной и подарило нам такое замечательное слово, как "мерзкий". Затем стали говорить "мерзкие Богу" и от этого выражения уже возникло "богомерзкие". Но на этом светлом месте лучше вернёмся с интересной, но скользкой тропы этимологии к теме, заявленной в самом начале.
Итак, как там без нас поживают позабытые пытливыми умами "бабы богомерзкие"? А прекрасно поживают! К ним постоянно ходят разные жители за лечебными травами, за психологическими советами и всё бы ничего, коли б не одно - даёт, например, "баба" пациенту зверобой (то бишь антибиотик по сути) или кору ивы (тот же аспирин), но обязательно над ним какой-то ещё "заговор" прошепчет. А вот этого, привезённые князем Владимиром греческие попы и их наследники, уже точно стерпеть, конечно, не могли, ибо - колдовство!
Не стоит забывать и о деньгах. Естественно, что медицина в древности была платной (хотя и "бесплатная" медицина всегда на самом деле ещё как платная), поэтому служителям церкви было выгоднее, если б пациенты шли в храм, платили там "батюшке" монетку за молитву специальную лечебную, чем попустительствовать протекать финансовым потокам к "ворожеям". Поэтому была развёрнута нешутейная борьба, как с самими "бабами", так и с теми. кто пользовался их услугами. Могли на "неверного" пациента не только епитимью наложить (например, год строго поста), но и даже от церкви отлучить.
Возможно, что и вправду мученики, по приказу церкви отказавшиеся от "языческой" медицинской помощи, потом попали в Царствие Небесное, но всё же их более ранний уход из жизни - исключительно на совести священников. Которым подобное поведение дорогу в рай явно удлинило. Был ли иной путь крещения Руси, нежели, чем "огнём и мечом? Конечно! К примеру, если взять туже проблему с "бабами" - можно было в нашу страну завозить не только одних попов, но и лекарей - проверенных и крещенных. Открывать не только духовные академии, но и медицинские. В конце концов у тех же католиков был аж целый орден "госпитальеров", очень много внимания образования и медицинской помощи во время миссионерства уделяли иезуиты. Брать с них пример - это, наверное, было не очень по православному что ли.
Но теперь-то всё иначе, не так ли, братия и сестрия мои?