Перед Днем учителя вместе с коллегами из разных городов России мы провели онлайн-лабораторию, где не только обсуждали новые книги, но и придумывали задания, вопросы и ходы для уроков. Сегодня делимся идеями для занятий по книге Д. Гемайнхарт «Койот Санрайз. Невероятная гонка на школьном автобусе», издательство «Розовый жираф».
О чем эта книга?
Койот почти тринадцать лет. Последние несколько из них она живет только с папой, ее мама и сестры погибли, после чего отец и дочь уехали из города и больше в него не возвращались. Герои путешествуют на автобусе и делают вид, что трагедии в их семье не было.
О чем говорить с учениками во время или после прочтения книги? Мы думаем, что о семье и дружбе, обретении дома, важности воспоминаний, поддержке и заботе, сложных взаимоотношениях и смерти близких.
Какие фрагменты можно взять для изучения в классе?
Глава 18
До этой главы мы уже познакомились с главными героями повести и их историями. Койот узнала от бабушки, что парк около их старого дома хотят уничтожить. А в этом месте хранится ее «коробка с воспоминаниями». Когда-то мама и дочери написали друг другу письма, сложили их ящичек и закопали его в парке. Теперь перед девочкой стоит цель — возвратиться домой и найти эту коробку, вернуть себе воспоминания о близких. Но отец не должен знать, что придумала Койот, потому что он до сих пор не пережил травму и не готов даже говорить о том, что случилось с их семьей.
К этому моменту в автобусе появляются попутчики, один из которых, мальчик Сальвадор, вместе с мамой убегает от деспотичного отца в поисках лучшей жизни.
«Он перехватил мой взгляд. Покачал головой:
— Нет. Перестань. Не надо.
— Чего не надо?
— Не надо так на меня смотреть.
— "Так" — это как?
— Как?! А то я не вижу. У тебя в глазах... это самое... сочувствие. Я такие взгляды хорошо знаю. И терпеть их не могу. Не надо нас жалеть. Мы что, для этого повод даем? Мы прорвемся».
Какие вопросы можно задать к этой главе?
- Всегда ли должно быть так: «я тебе — ты мне»?
- Обязательно ли делиться тайнами, если делятся с тобой?
- Что такое жалость? Что такое сочувствие? Какие эмоции нам нужны, а какие нет?
- Как понять, что человеку можно довериться?
- Почему дети стали телохранителями родителей?
- Отцы героев похожи или отличаются?
- Какая зеркальная история есть в этом в фрагменте? (Койот и Родео «не сами» теряют маму/жену, а папа Сальвадора сам виновен в потере семьи).
- «Жизнь слишком коротка, чтобы стесняться». Согласны?
- Что дети имеют в виду, когда называют друг друга крутыми? Это правда? Вы как считаете?
- Почему автор устраивает такой серьезный разговор в таких несерьезных декорациях?
- Что есть печаль для Койот? А радость? А можете описать свои самые радостные моменты?
Глава 19
Глава-воспоминание. Девочка рассказывает, как они с отцом встретили самку койота с детенышами.
Что обсудить?
- В чем смысл этого происшествия? Какую роль эпизод играет в тексте повести?
- Почему папа так реагирует? Что значит фраза «его улыбка погасла»?
- Почему девочка решила, что у животного две дочки, а не сына?
- Как описываются животные?
- Почему сначала Родео и Койот улыбались, а потом стали грустить?
- Родео сказал «жили-были». О ком это он?
- Почему девочка говорит, что с этим воспоминанием она никогда не расстанется?
- Что такое волшебство? У вас есть волшебные воспоминания?
- Почему в конце главы есть повтор? Что он означает?
- Сравните эту главу и повесть Д. Пеннака «Глаз волка».
Нам кажется, что «Койот Санрайз» подходит для уроков внеклассного чтения в 7-8 классе.
В «Подписных изданиях» эту книжку описали так: «Если честно, мы давно не читали таких книг. Попробуйте смешать “Мой дедушка был вишней”, “Жутко громко, запредельно близко” и фильм “Капитан Фантастик”, добавьте чуть-чуть “Гудбай, Берлина” — и вот она, “Койот Санрайз”, книга вне времени и вне возраста. Мы совсем не удивимся, если спустя лет тридцать она войдет в школьную программу, а пока — очень-очень советуем вам ее читать!».
Участники лаборатории:
- Екатерина Супрунова, г. Химки
- Надежда Смирнова, г. Санкт-Петербург
- Ирина Владимирова, п. Нижнесортымский
- Анна Волкова, г. Москва
- Инна Штейнфер, г. Москва
- Елизавета Лысова-Голомзина, г. Москва
- Анастасия Назарова, г. Москва
- Оксана Сергеева, г. Воронеж