Найти тему
Проект А4

Путешествие на школьном автобусе, коробка с воспоминаниями, поиск и обретение семьи. Читаем «Койот Санрайз» на уроке литературы

Оглавление

Перед Днем учителя вместе с коллегами из разных городов России мы провели онлайн-лабораторию, где не только обсуждали новые книги, но и придумывали задания, вопросы и ходы для уроков. Сегодня делимся идеями для занятий по книге Д. Гемайнхарт «Койот Санрайз. Невероятная гонка на школьном автобусе», издательство «Розовый жираф».

О чем эта книга?

Койот почти тринадцать лет. Последние несколько из них она живет только с папой, ее мама и сестры погибли, после чего отец и дочь уехали из города и больше в него не возвращались. Герои путешествуют на автобусе и делают вид, что трагедии в их семье не было.

О чем говорить с учениками во время или после прочтения книги? Мы думаем, что о семье и дружбе, обретении дома, важности воспоминаний, поддержке и заботе, сложных взаимоотношениях и смерти близких.

«Иногда боишься довериться людям, боишься так сильно, как будто ничего страшнее не бывает. Но знаете что? Еще страшнее, неизмеримо страшнее справляться с чем-то
в одиночку».
«Иногда боишься довериться людям, боишься так сильно, как будто ничего страшнее не бывает. Но знаете что? Еще страшнее, неизмеримо страшнее справляться с чем-то в одиночку».

Какие фрагменты можно взять для изучения в классе?

Глава 18
До этой главы мы уже познакомились с главными героями повести и их историями. Койот узнала от бабушки, что парк около их старого дома хотят уничтожить. А в этом месте хранится ее «коробка с воспоминаниями». Когда-то мама и дочери написали друг другу письма, сложили их ящичек и закопали его в парке. Теперь перед девочкой стоит цель — возвратиться домой и найти эту коробку, вернуть себе воспоминания о близких. Но отец не должен знать, что придумала Койот, потому что он до сих пор не пережил травму и не готов даже говорить о том, что случилось с их семьей.

К этому моменту в автобусе появляются попутчики, один из которых, мальчик Сальвадор, вместе с мамой убегает от деспотичного отца в поисках лучшей жизни.

«Он перехватил мой взгляд. Покачал головой:
— Нет. Перестань. Не надо.
— Чего не надо?
— Не надо так на меня смотреть.
— "Так" — это как?
— Как?! А то я не вижу. У тебя в глазах... это самое... сочувствие. Я такие взгляды хорошо знаю. И терпеть их не могу. Не надо нас жалеть. Мы что, для этого повод даем? Мы прорвемся».


Какие вопросы можно задать к этой главе?

  • Всегда ли должно быть так: «я тебе — ты мне»?
  • Обязательно ли делиться тайнами, если делятся с тобой?
  • Что такое жалость? Что такое сочувствие? Какие эмоции нам нужны, а какие нет?
  • Как понять, что человеку можно довериться?
  • Почему дети стали телохранителями родителей?
  • Отцы героев похожи или отличаются?
  • Какая зеркальная история есть в этом в фрагменте? (Койот и Родео «не сами» теряют маму/жену, а папа Сальвадора сам виновен в потере семьи).
  • «Жизнь слишком коротка, чтобы стесняться». Согласны?
  • Что дети имеют в виду, когда называют друг друга крутыми? Это правда? Вы как считаете?
  • Почему автор устраивает такой серьезный разговор в таких несерьезных декорациях?
  • Что есть печаль для Койот? А радость? А можете описать свои самые радостные моменты?

Глава 19
Глава-воспоминание. Девочка рассказывает, как они с отцом встретили самку койота с детенышами.

Что обсудить?

  • В чем смысл этого происшествия? Какую роль эпизод играет в тексте повести?
  • Почему папа так реагирует? Что значит фраза «его улыбка погасла»?
  • Почему девочка решила, что у животного две дочки, а не сына?
  • Как описываются животные?
  • Почему сначала Родео и Койот улыбались, а потом стали грустить?
  • Родео сказал «жили-были». О ком это он?
  • Почему девочка говорит, что с этим воспоминанием она никогда не расстанется?
  • Что такое волшебство? У вас есть волшебные воспоминания?
  • Почему в конце главы есть повтор? Что он означает?
  • Сравните эту главу и повесть Д. Пеннака «Глаз волка».

Нам кажется, что «Койот Санрайз» подходит для уроков внеклассного чтения в 7-8 классе.

В «Подписных изданиях» эту книжку описали так: «Если честно, мы давно не читали таких книг. Попробуйте смешать “Мой дедушка был вишней”, “Жутко громко, запредельно близко” и фильм “Капитан Фантастик”, добавьте чуть-чуть “Гудбай, Берлина” — и вот она, “Койот Санрайз”, книга вне времени и вне возраста. Мы совсем не удивимся, если спустя лет тридцать она войдет в школьную программу, а пока — очень-очень советуем вам ее читать!».

Участники лаборатории:

  • Екатерина Супрунова, г. Химки
  • Надежда Смирнова, г. Санкт-Петербург
  • Ирина Владимирова, п. Нижнесортымский
  • Анна Волкова, г. Москва
  • Инна Штейнфер, г. Москва
  • Елизавета Лысова-Голомзина, г. Москва
  • Анастасия Назарова, г. Москва
  • Оксана Сергеева, г. Воронеж