Новым президентом США будет демократ Джо Байден — это стало ясно еще до официальных заявлений о результатах выборов. Даже пересчет голосов в отдельных округах, на чем настаивает штаб Дональда Трампа, уже не повлияет на смену лидера. Впрочем, победа бывшего вице-президента оказалась не такой триумфальной, как обещали предвыборные опросы: основные кандидаты до самого финала шли буквально нос к носу. Теперь перед Байденом встанет непростая задача — объединить серьезно поляризованное и даже расколотое американское общество. И теперь уже не Трампу, а ему придется нести ответственность за борьбу с пандемией коронавируса, которая не уйдет вместе с администрацией республиканцев. Чем запомнился политик, которому вот-вот исполнится 78 лет, и чего ожидать от нового главы государства
Обещания и прогнозы
Байден — неоднозначная фигура для американского избирателя, иначе у него бы не было такого трудного противостояния с Трампом — одним из самых ненавидимых президентов за всю историю. Однако и для собственного электората он не более чем компромиссная фигура: это политик, который не вполне отражает существующий среди демократов «левый уклон».
Средний американский избиратель, воспитанный на кошмарах о войне с СССР, боится всего связанного с социализмом — и потому кандидатом не сделали ни крайне левого Берни Сандерса, ни будущего вице-президента Камалу Харрис: их Трамп победил бы куда легче, сыграв на настроениях общества. Байден, в противовес им, — «консерватор в шкуре либерала», политик старого поколения, лично не разделяющий прогрессистские убеждения.
Угрозы президентства
Победа Байдена пришлась на необычайно трудные для США времена как во внутренней политике, так и во внешней. Мир за последние четыре года привык к давлению и угрозам от Трампа, и в планах 46-го президента — более мягкие действия и «работа над ошибками» предшественника.
Демократ, вероятно, уделит большое внимание восстановлению традиционных союзов Америки в области торговли и безопасности: вновь усилит связи с другими странами Запада и не будет отказываться от участия в ВОЗ и НАТО. В то же время общий вектор международной политики вряд ли поменяется: он, как и Трамп, поддерживает примирение Израиля с арабскими странами, вывод войск из Афганистана и борьбу с Китаем.
Более сплоченные действия Европы и США вряд ли будут на руку современному российскому государству: отсутствие разногласий поможет усилить антироссийские санкции.
В то же время, как отмечает эксперт Российского совета по международным делам и журналист Алексей Наумов, для Москвы есть и плюсы прихода Байдена к власти. Так, налаживание отношений с ЕС будет означать отказ от давления по вопросу строительства трубопровода «Северный поток-2», а антироссийскую риторику, вероятно, перестанут использовать в США для внутриполитического давления. При этом курс Байдена на возобновляемую энергетику может повысить цены на нефть, что укрепит российский рубль.
К тому же Байден — сторонник сохранения режима контроля над вооружениями, а это значит, что Вашингтон и Москва при нем могут перезаключить Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, неофициальное название — СНВ-3). Да и в целом более спокойная риторика может привести к частичному налаживанию отношений.
Впрочем, Россия — далеко не самая важная проблема нового президента. Самые серьезные испытания его ждут на внутреннем фронте. В последние дни в США регистрируются рекордные показатели по суточной заболеваемости коронавирусом — по 100 тысяч человек, зараза бушует в стране практически бесконтрольно. Трамп, конечно, обещал новые меры поддержки в ближайшее время, однако основные последствия разгребать будет именно Байден. И если нынешний американский лидер делал ставку на сохранение экономики, то новый глава государства делает упор на здоровье населения.
9,5 миллиона человек заразились коронавирусом в США. Более 234 тысяч заболевших умерли
Демократ уже представил всеобъемлющий и дорогостоящий федеральный план по борьбе с пандемией COVID-19. Он включает в себя пропаганду ношения масок, наращивание масштабов тестирования и производства защитного снаряжения, повышение информационной прозрачности, а также создание и распространение вакцины. Демпартия также предлагает тратить триллионы на помощь отдельным лицам, предприятиям и местным органам власти и укрепление системы здравоохранения.
Либералы также настаивают на реформах полиции, решении вопросов изменения климата и миграции, расширении числа судей Верховного суда. Однако законопроекты, вероятно, натолкнутся на противодействие республиканцев. Все дело в том, что Байден пришел к власти без лояльного Конгресса: демократы не смогли забрать большинство в сенате (верхней палате парламента), и тот легко сможет блокировать «плохие» предложения.
Победа для Байдена действительно оказывается крупным достижением, ведь ему удалось сместить президента-манипулятора. Однако не стоит забывать, что триумфального разгрома не получилось — не нагрянь пандемия коронавируса, Трамп вполне мог остаться бы на второй срок, — так что управлять 46-му президенту придется именно трамповской Америкой с ее поляризацией и нежеланием быть единой. При этом республиканцы даже после потери поста президента, скорее всего, будут и дальше придерживаться заданного Трампом направления, а он сам останется самым громким голосом партии и может пойти на выборы в 2024-м.
Подобный раскол в обществе новому главе государства преодолеть будет крайне непросто. «До избрания Трампа в стране был серьезный политический раскол. Его президентство усугубило этот разрыв до невообразимой степени. Но это началось не с Трампа и им не закончится», — указывает бывший министр внутренней безопасности США Томас Ридж.