Найти тему
Жизнь VS Кино

"Лицо" - фильм вызвавший гнев министра культуры

Оглавление

Фильм основан на реальных событиях – возведение на территории Польши в 2010 году самой большой в мире статуи Христа. Во время строительства был травмирован один из рабочих – при монтаже головы Иисуса выскользнул один из элементов подъёмного крана и разбил ему стопу.

Как раз в это время в Польше была сделана первая в Европе операция по трансплантации лица. Режиссер фильма Малгожата Шумовская пообщалась с пациентом спустя полгода после операции и решила заменить в сюжете будущего фильма стопу на лицо. Получилась дерзкая и провокационная комедия.

В первых кадрах, в эпилоге фильма, мы видим лица людей, которые через несколько минут оказываются толпой в нижнем белье, сметающей ближних на пути к выставленному по бросовой цене ширпотребу. Это те же самые люди, которые потом пойдут на праздничную церковную службу, усядутся за изобильное застолье в честь Рождества или Конфирмации.

Лицо / Twarz (2017) реж. Малгожата Шумовска

Кадр из фильма "Лицо"
Кадр из фильма "Лицо"

Чтобы подчеркнуть некую метафизичность, сказочность истории фильм снимался старыми кинокамерами, слегка деформирующими масштаб изображение и одновременно фокусирующими внимание на конкретном объекте в кадре. Местом съёмки была выбраны удаленная горная местность с девственными, не тронутыми цивилизацией, величественными природными ландшафтами. Природа, люди, их быт и обычаи - всё самое что ни на есть аутентичное.

 Кадр из фильма "Лицо"
Кадр из фильма "Лицо"

Но также фильм мог бы быть снят в любом другом уголке мира. Главный герой здесь, так называемый, глубинный народ, преданный поборник консервативных патриархальных ценностей. Набор этих ценностей везде и всегда универсален – семья, дом, вера в бога. При этом скабрезные сексистские шуточки, анекдоты о румынах (евреях, чукчах и т.д.), изобильные пьяные застолья и деревенские дискотеки никак не противоречат регулярным причащениям, исповедям, отпущениям грехов и соблюдению церковного календаря. Это очень духовные люди, вера - их духовная скрепа. Символ её – гигантский Христос, увеличенная копия того, что раскинул руки над Рио-де-Жанейро. Он возводится на их пожертвования и их же руками.

 Кадр из фильма "Лицо"
Кадр из фильма "Лицо"

Но однажды один из них срывается со строящегося гиганта Христа и падает с огромной высоты. Из-за полученной травмы врачи вынуждены сделать ему трансплантацию лица. И из ясноглазого и брутального "первого парня на деревне" он превращается в урода, в мифическое чудовище. Дети на улицах дразнят его "рожей". Невеста с благословения своей матери бросает. Собственная мать почти уверена, что красавца сына буквально подменили на чужака. Он становится обузой для семьи и таким же изгоем в обществе, как те, над кем сам недавно смеялся.

 Кадр из фильма "Лиц
Кадр из фильма "Лиц

При этом, кажется, что новая уродливая внешность пробуждает в нем незнакомые ранее эмоции и чувства, заставляет увидеть мир по-новому и делает больше человеком чем прежде. В то же время утрата его собственного лица символическим образом срывает маски с лиц окружающих, за которыми оказываются самые настоящие "рожи". За идеалистической патриархальностью проступает панический страх нового и незнакомого. За благостностью и набожностью – алчность, лицемерие, мракобесие, гопничество и ненависть к другим, непохожим на себя. И нет ни в ком ни милосердия, ни сострадания к ближнему, которые проповедовал тот, в честь веры в кого они возводят гигантскую статую.

Кадр из фильма "Лицо"
Кадр из фильма "Лицо"

Каменный Иисус оказывается не более чем частью пиар-компании по продвижению услуг церковной корпорации. Местный ксёндз - эффективным менеджером по привлечению средств для неё. А вера, как для него самого, так и для его паствы, не более чем механическим воспроизведением привычных ритуалов. Служителю культа Христа нечего сказать своим прихожанам - он лишь как эхо повторяет их жалобы, смакует подробности сексуальной жизни. Или может предложить дикий обряд изгнания дьявола, который проведёт его же родственник за умеренную плату. А тем временем в корону гигантского Христа встроена антенна для раздачи Wi-F - отличное коммерческое решение практичных святых отцов.

 Кадр из фильма "Лицо"
Кадр из фильма "Лицо"

Появление в 2013 году фильма «Ида» Павла Павликовского, живущего в Британии польского режиссера, вызвало в Польше скандал. Его сюжет, основанный на семейной истории режиссера, затрагивал очень болезненную для польского общества проблему - антисемитизм. До сих пор поляки с трудом вспоминают и признают свое участие в холокосте, когда огромное количество евреев было ими убито или выдано нацистам. Как набожные католики (да и вообще любые верующие) оказываются способны на бесчеловечные поступки, в корне противоречащие религиозным ценностям, объясняет фильм Шумовской.

На Берлинском фестивале фильм получил Серебряного Медведя - Гран-при жюри. А в Польше вызвал очередной скандал. Особенно не понравилось увиденное министру культуры. Он навал фильм глупым и претенциозным, что, учитывая ситуацию в Польше, звучит почти как комплимент.

Понравилась статья? Ставьте лайки! Хотите читать ещё - подписывайтесь на канал: Подписаться

Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino