Я всегда относилась к тем, кто переводил деньги незнакомцам со снисходительной улыбкой, а теперь пополнила ряды обманутых. Рассказываю, как это произошло.
Примерно пару месяцев назад я попалась на удочку мошенников. Было очень обидно. Даже не хотелось рассказывать об этом близким людям. Но по прошествии времени решила поделиться своей историей на #дзен, чтобы, так скажем, проработать обиду и обезопасить как можно больше людей от действий онлайн-грабителей.
Я решила честно приложить все скриншоты с перепиской, хоть они и показывают мою глупость. Но если кому-то эта история поможет, тогда моя горькая пилюля не была напрасной.
То, что в интернете есть аферисты и нужно быть начеку, мы все знаем. Уведомления, написанные общими словами из серии “будьте осторожны, не переводите деньги мошенникам”, без конкретики, вызывают даже раздражение, ведь это и так понятно.
Как всё произошло
Я опубликовала объявление на Авито по продаже детского платья, из которого выросла дочь. Платье дорогое бальное пышное. Как раз к Новому году — мелькнула радостная мысль.
Уже в течение часа пришел первый запрос в вотсап.
Девушка, приятная по фото и общению, начала задавать вопросы про длину платья, рост ребенка и объем талии корсета. Вопросы мне показались логичными.
Я бы спрашивала то же самое, так как Москва большая, и не хочется ехать за неподходящим размером.
Переписка у нас продлилась 2 дня. Мы обсуждали регулируемый корсет и неравномерную длину платья. Позже вспоминая, я поняла, что уже с этого момента выполняла действия по её просьбе.
Выдержав паузу, она пишет, что размеры подходят: “Беру, только нахожусь в другом городе. Могу ли я забрать платье курьерской службой после полной оплаты?”
Я отправляю адрес, куда прислать курьера.
Она спрашивает моё ФИО (видимо, чтобы заполнить форму доставки — подумала я (хе-хе)).
Затем вполне убедительно предлагает все оформить через доставку боксберри, высылает ссылку, где нужно ввести номер карты, чтобы МНЕ пришли деньги за платье.
Важно то, что в этот момент я доверяю человеку, с которым веду несколько дней беседу, верю, что она пишет из другого города.
Я ни разу не оформляла доставку таким способом, но так как сервис известный, то и вопросов не появилось. Интерфейс сервиса выглядит как настоящий.
Ввожу номер карты, приходит одноразовый пароль, ввожу его в поле, и появляется красная надпись.
Вот сейчас внимание! Красная надпись: “Вы ввели неверный код, попробуйте ещё раз”.
В этот момент не было смс о списании с карты денег, потому что всё происходит очень быстро. “Ну, может ноутбук заглючил”,— думаю я.
Тогда повторно ввожу код и нажимаю на зеленую кнопку. И тут одновременно звонок из банка от службы безопасности о том, что заметили подозрительный трафик, и в тот же миг смс о списании 15000 руб.
Вы, наверно, замечали, что уведомления о снятии средств с карты задерживаются на несколько секунд после операции. Это был тот самый случай.
Дальше я блокирую карту, пишу в службу поддержки банка с просьбой о возврате средств, прикладываю скриншоты. Моё заявление отправляется на рассмотрение. По истечении 30 дней: извините, вернуть деньги не получится, вы это сделали добровольно, идите в полицию.
Чему меня научила эта ситуация:
- Позже узнала, что если вести переписку через чат Авито, то они блокируют такие "палёные" ссылки для оплаты, ничего бы не произошло. Но переписка шла в вотасап, и это казалось нормальным.
- Через Авито я размещала много объявлений — и автомобиль, и офисные стулья. Ни по одному из них не было подозрительных действий. Видимо, мошенников интересует определенная целевая аудитория. Ведь детские вещи могут продавать доверчивые мамы с низкой IT-грамотностью, такие как я. Они нашли свою нишу.
- Курьер, который привез новую банковскую карту, сказал, что последнее время часто сталкивается с блокировкой карт из-за мошеннических действий, и с каждым годом эти схемы становятся все умнее и умнее. А значит, надо быть ещё более внимательным.
- Как оказалось сложно отличить настоящий сайт от подделки по интерфейсу. Важно проверять ссылки на лишние символы. А лучше вообще не переходить по ним. Честно говоря, это был самый очевидный способ заподозрить обман, но из-за своей халатности я не уделила ссылке нужного внимания. Позже я встречала даже такие предупреждения, что мошенники готовят идеальные копии интернет-магазинов перед черной пятницей. Масштаб поражает.
Через месяц раз в день начали приходить аналогичные сообщения в вотсапе по поводу продажи платья. Видимо, меня занесли в какую-то свою базу “Список лохов”, и теперь одолевают по тому же сценарию.
Отвечаю — давайте переведём наше общение в чат Авито. Человек сразу прерывает общение.
Я анализировала, почему же в тот момент отключилась голова, что стало триггером моих действий? Вот, что осознала:
- доверие, которое сформировано в процессе переписки — это чуть ли ни определяющий фактор;
- логичный ход действий, то есть у тебя не возникает вопросов, почему ты оказался на странице с оплатой (получением средств) — тебя подвели к ней абсолютно логично;
- самовнушение в сочетании с желанием сделать всё побыстрее, так как впереди рабочий день и много задач на сегодня;
- не вызывает подозрение ссылка, загруженная страница выглядит как настоящий сервис, а на 4 лишних символа я не обратила внимание;
- жажда быстрой сделки: первое сообщение пришло почти сразу после размещения объявления. Сработал эмоциональный фактор — ура, как мгновенно откликнулись, сейчас быстренько продам вещь! Видимо, на то и было рассчитано.
Напоследок приложу ссылку на Авито, где описаны предостережения от подобных действий. Как же не хватало этих знаний в тот момент.
Если посмотреть запрос “#мошенники на авито доставка в другой город”, то их количество более 500 показов в месяц. Вы только вдумайтесь: 500 человек в месяц страдают от похожих историй! Иначе зачем вбивать такой узкий запрос в поисковую строку?
Теперь я поняла, что такие инциденты происходят просто с доверчивыми и открытыми людьми, которые сами не могут даже подумать, чтобы кого-то обмануть. А фраза "не переводите деньги мошенникам" обрела новый горький смысл.
Были ли у вас схожие случаи? Поделитесь в комментариях или в яндекс-мессенджер.