Найти тему
ActivityEdu

Почему нужно смотреть фильмы о людях с инвалидностью

Оглавление

Не так часто мы видим на широких экранах социальное кино. Между тем такие фильмы способны научить и детей, и взрослых таким важным качествам, как любовь, преданность, сопереживание, честность, вера в себя, целеустремленность. Доказательство тому – десятки кинолент, отобранных для показа на Международном кинофестивале о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров», который недавно прошел в Москве. Эти истории предлагают зрителям честный, открытый, душевный разговор на очень непростые темы.

Кадр из фильма «Меня зовут Петя»
Кадр из фильма «Меня зовут Петя»
Эти фильмы могут менять жизнь человека, его отношение к другим и, может быть, даже окружение. Хотя мы и говорим, что фестиваль посвящен фильмам о людях с инвалидностью, на самом деле он просто о людях – об их непохожих судьбах, взаимоотношениях, переживаниях и, конечно, о любви,– говорит Денис Роза, директор кинофестиваля и руководитель РООИ «Перспектива» и фонда «Лучшие друзья».

Кинорежиссер Вадим Абдрашитов, возглавлявший жюри на одном из прошлых фестивалей, не раз высказывал мнение, что эти картины можно и нужно судить по критериям искусства, а не с точки зрения «медицинского подхода» и описания диагнозов:

Это разнообразные темы, самобытный богатый материал, и общество должно знать, что существует часть жизни, о которой не принято говорить, и о том, что понятие нормы бывает растяжимым.

Многие истории, рассказанные кинематографистами, красной нитью объединяет тема независимости, самостоятельного выбора, свободного бытия, «полета над обстоятельствами», какими бы эти обстоятельства ни были. Человек с инвалидностью волен делать то же самое, что и все остальные люди: выбирать любимую профессию и водить машину, заниматься спортом и посещать кафе, любить, путешествовать, танцевать. Но признать за ним это право лишь промежуточная ступень общественного развития. Общество должно стремиться к идеальной вершине, где никто не замечает различий.

«А зачем мне это смотреть? И так жизнь тяжелая», – скажет иной зритель. Существует представление, что фильмы о людях с инвалидностью – беспросветные, печальные, с плохим концом. Но это всего лишь стереотип. Судите сами.

Картины на стекле

...Больничные боксы за стеклянными перегородками, искусственный воздух, металлический голос дежурной медсестры – тусклая реальность, в которой вдруг происходит нечто мистическое: внезапно гаснет свет. Оказывается, это балуется от скуки маленький мальчик по имени Петя, детдомовец с синдромом Дауна, которого «забыли» в больнице на два месяца. Мама, попавшая с двумя дочерями в инфекционное отделение, обнаруживает, что брошенный мальчик рисует цветными мелками на стекле поразительно яркие картины – деревья, цветы, солнце... Разве можно оставить в одиночестве крошечного волшебника, создающего такой удивительный мир? И она начинает рисовать вместе с ним. Но наутро не обнаруживает Петю в палате: он исчез в неизвестном направлении. А картину смыли...

И все-таки в финале фильма «Меня зовут Петя» брезжит слабый отсвет надежды: мама твердо решает найти малыша. История реального мальчика, которого и в жизни зовут Петя, легла в основу дипломной работы выпускницы режиссерского факультета ВГИК Дарьи Биневской. К счастью, теперь мальчик живет в приемной семье, и ему уже никто не запрещает рисовать. Дарья рассказала, что Петя оказался смышленым ребенком и прекрасно понял, что от него требуется:

Он работал на площадке даже лучше профессиональных артистов. Детей нужно знакомить со сверстниками с инвалидностью, они бывают уникальны, талантливы, и, общаясь с ними, можно понять все разнообразие мира.

Неслучайно фильм получил награду в номинации «Лучший фильм о детях с инвалидностью».

Кадр из фильма «Меня зовут Петя»
Кадр из фильма «Меня зовут Петя»

Детский лагерь как колыбель революции

Многие из фильмов, не вошедшие в детскую программу фестиваля, тем не менее будут интересны не только взрослым, но и подросткам. Например, документальная лента «Особый лагерь: революция инвалидности», рассказывающая об истории движения за права людей с инвалидностью в США. Обычная лагерная смена для подростков превратилась в колыбель борьбы против сегрегации в обществе, «специальных» школ, родительской гиперопеки, отсутствия безбарьерной среды в городах. Начало 70-х годов прошлого века в США – бурлящее время антивоенных протестов, рок-н-ролла и хиппи, воздух, пропитанный свободой. Юные участники «Особого лагеря» решают: а чем мы хуже сверстников?

Наверное, зарождающееся движение засохло бы на корню, если бы не харизматичная девушка Джуди Хьюманн, сочинившая 504-ю поправку к закону, регламентирующую права и свободы людей с инвалидностью. Эту поправку отвергает правительство, считая, что пандусы и специальные лифты слишком дорого стоят, а пользоваться ими будут всего несколько человек. «Инвалидов у нас нет» – знакомая фраза, не правда ли?

Через несколько лет подросшие участники «Особого лагеря» идут с маршем на Вашингтон и устраивают забастовку в здании министерства здравоохранения. Они живут в коридорах, спят на полу, притом что многие из них на колясках или передвигаются с трудом. Противостояние длится 11 дней – до тех пор, пока министр не удостаивает забастовщиков внимания. Но обещать – не значит выполнить. Для безоговорочной победы потребовалось еще несколько лет.

Спустя годы Джуди Хьюманн, советник по правам людей с инвалидностью в департаменте США, находит затертую пленку о жизни в «Особом лагере». Вместе с постаревшими друзьями она посещает место, где когда-то был лагерь. Только его уже нет: вместо него лишь пустая земля да котлованы, вырытые бульдозерами.

Мы учились выбирать, потому что кто-то всегда выбирал за нас. А теперь, пользуясь пандусами и подъемниками, мы думаем, что сделали больше, чем могли...– говорят герои фильма.
Кадр из фильма «Особый лагерь: революция инвалидности»
Кадр из фильма «Особый лагерь: революция инвалидности»

Непохожие и непобедимые

На протяжении всего кинофестиваля пронзительно, в полный голос звучит женская тема. Зачастую женщины, попав в жестокие обстоятельства, оказываются сильнее и выносливее мужчин. Как, например, Ольга Бунина, героиня фильма Александра Зиненко «Непобедимая», 15-кратная чемпионка мира по арм-рестлингу, самая сильная женщина на планете. В страшной аварии она потеряла любимого человека, утратила способность ходить самостоятельно. Но выстояла и стала не только отличной спортсменкой, но и матерью нескольких приемных детей. Теперь она работает инструктором в спортзале своего уральского села. И никогда не плачет, несмотря на то, что здоровье все чаще дает сбой. Она должна выстоять и сохранить мир и спокойствие в большой непростой семье...

Кадр из фильма «Непобедимая»
Кадр из фильма «Непобедимая»

Другой фильм на «женскую» тему – «Я – Ирина». Это небольшая короткометражка журналиста Татьяны Ротарь об Ирине Поволоцкой, актрисе, в один миг потерявшей зрение и слух. Преодолеть жестокую депрессию, отчаяние и нежелание жить героине помог мир театра: в свой спектакль ее и еще нескольких актеров с инвалидностью пригласил Евгений Миронов.

Кадр из фильма «Я – Ирина»
Кадр из фильма «Я – Ирина»

Недаром «Кино без барьеров» называют мостом не только между людьми с инвалидностью и без, но и между разными странами и культурами. Много ли мы знаем об Исландии? Фильм «Видеть невидимое» (Кристьян Кристьянссон, Бьярни Людвиксдоттир) рассказывает нам о 17 женщинах этой страны, по-северному неспешном и уютном стиле их жизни. Их всех объединяет проблема: расстройство аутистического спектра (РАС). У девочек редко диагностируют РАС, иногда этот диагноз не ставят даже взрослым женщинам, потому что они лучше умеют скрывать свои особенности, мимикрировать под мейнстрим жизненного уклада. Они прекрасно образованны, имеют дипломы и даже ученые степени, стильно одеты и причесаны. Но за внешним благополучием кроется невозможность общения с соседями и сослуживцами, болезненные конфликты и разрывы с мужьями, желание затаиться в раковине одиночества. Они не всегда подозревают о своем диагнозе и не получают необходимой помощи.

Одна из героинь рассказывает нам горькую историю о школьной травле, о том, как приглянувшийся ей парень отвез ее на лифте на вершину башни и оставил там в одиночестве. С тех пор она стала бояться людей. «Чтобы просто появиться перед вами, нам нужна неземная смелость», – признается другая героиня. Люди с РАС не всегда различают полутона, насмешки, двойные смыслы в человеческой речи. Нередко они становятся жертвами мошенников, насильников, попадают в сети наркоторговцев, и это сигнал для школьных учителей и родителей присмотреться к ребенку, непохожему на других, и вовремя защитить от предубеждений и отторжения окружающих.

Кадр из фильма «Видеть невидимое»
Кадр из фильма «Видеть невидимое»

Допеть песню до конца

Есть фильмы, которые, независимо от жанра, можно объединить в условную группу «истории мечты». Они о том, как герои ломают преграды и срывают джекпот, даже когда окружающие в один голос твердят им: ты слаб, ты не сможешь. Американский «Арахисовый сокол» (Тайлер Нильсон, Майкл Шварц) и чешская документальная картина «Две дороги» как раз такого рода. В первой не только герой, но и актер Зак Готтзаген прошел испытания на пути к выбранному призванию: он первый профессиональный актер с синдромом Дауна, причем учившийся в актерской школе. Это веселая, авантюрная история с невероятными приключениями, где все трюки исполняет сам Зак. И заканчивается она достойно: парень добивается цели, становится рестлером и побеждает борца-суперзвезду.

Кадр из фильма «Арахисовый сокол»
Кадр из фильма «Арахисовый сокол»

Но если «Арахисовый сокол» типично голливудская продукция, то «Две дороги» (Радован Сибрт) – невыдуманный путевой дневник о том, как колесит по дорогам Чехии рок-группа «Тап-Тап», где все участники с тяжелыми формами инвалидности. Отважные музыканты не боятся ни физических неудобств, ни усталости, ни равнодушия публики. Томас, парень с аутизмом, – единственный участник, который может ходить, зато не в силах допеть свою песню до конца из-за страха и нервных срывов. Сколько раз обещали его выгнать из группы, но всегда принимали обратно – ведь песня-то хорошая! Наконец подросток исполняет свой номер без запинки и в награду слышит аплодисменты. «Две дороги» признаны самым жизнеутверждающим фильмом фестиваля...

Кадр из фильма «Две дороги»
Кадр из фильма «Две дороги»
Пронзительность и искренность – вот что отличает большинство фильмов фестиваля «Кино без барьеров». Это человеческие истории о том, что радость жизни можно находить в разных ситуациях,– убежден Владимир Котт, председатель жюри, продюсер, сценарист и режиссер.

Конечно, выдержать целиком всю фестивальную программу в течение четырех дней невероятно трудно: фильмы требуют сосредоточенного погружения в непростые темы, вызывают глубокое сопереживание и даже шок. Но иначе где еще можно посмотреть социальное кино, в последнее время почти полностью исчезнувшее из кинопроката и с экранов телевидения? «Кино без барьеров» дает нам такую возможность, круто меняя наше сознание.

Источник фото: kinofest.org

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.