Никита и Акинфий Демидовы считаются показательным примером того, как нужно относиться к своему делу. Как они развивали свой бизнес и каких успехов смогли достичь — расскажем прямо сейчас.
Напомним, Демидовы — это…
— род богатейших российских предпринимателей и меценатов,
— создатели оружейных и горнодобывающих предприятий на Урале,
— промышленники, которые превзошли лидеров мировой металлургии — Великобританию и Швецию, и сделали Россию державой №1 по экспорту железа.
Эффектная самопрезентация
Есть несколько легенд, каким именно образом кузнец из Тулы смог заявить о себе. И каждая подчеркивает его умение производить впечатление.
По одной версии Никите Демидовичу Антуфьеву (царю он назвался Демидычем, отсюда и будущая фамилия Демидов) поручили починить немецкий пистолет. Он сделал копию, дождался похвалы заграничной работы, потом достал отремонтированное оружие и предложил сравнить. Эффектно, не правда ли? Можно ведь было просто сделать, что просили...
По другой версии был объявлен призыв кузнецам показать свое мастерство. Даже опытные мастера испугались: у Петра I был крутой нрав, неудачников ждала страшная судьба. Один Демидыч рискнул и сорвал джекпот. И это отличный пример, почему стоит участвовать в конкурсах — у остальных еще больше сомнений, чем у вас!
По третьей версии наш герой взял крупный госзаказ и выполнил его быстрее, чем обещал. А такое каждому заказчику придётся по душе.
Грамотные отношения с государством как главным заказчиком
Демидовы попросили себе ВСЕ льготы и привилегии, какие только возможно. Не всё получили, но за спрос не бьют. Это пример предпринимателям, которые откладывают «разбирательство с бумагами» и из-за этого упускают шанс на субсидии, гранты, бесплатную аренду помещений и др.
Например, основатель династии увидел потенциал уральской руды и подал прошение ее разрабатывать… на казенных предприятиях! Так Никите Демидову передали Верхотурские железные заводы на реке Нейве — убыточные, конечно, но это бывшего кузнеца не остановило. Чем не challenge, который многие миллиардеры проходили в наши 90-е: возьми убитое — сделай конфетку?
Кстати, государственным поставщиком Демидов стал еще до этой уральской истории, причем по-современному, за счет демпинга: когда началась Северная война, Петру I потребовались качественные ружья, чтобы соперничать со Швецией. Промышленники, радостно потирая руки, тут же подняли цены на вооружение, а Демидыч – снизил. Результат понятен — практически монопольное положение на рынке.
Прогрессивная кадровая политика
Звучит канцелярски? Но Демидовы, действительно, поступали в лучших традициях современных хэдхантеров:
— перекупали ценных работников, если нужно — решали их личные проблемы с властями, кредиторами и др.,
— приглашали иностранных умельцев,
— воспитывали своих собственных специалистов — одними из первых занялись техническим образованием для рабочих.
Акинфий, сын Никиты Демидова, основал первое коммерческое училище в России. По сути, это та же бизнес-школа, которые открывают сейчас крупные корпорации и лидеры отрасли. А вы давно каким-нибудь образом повышали квалификацию вашего персонала? Видите, еще 300 лет назад это отлично работало!
(От)личный бренд
Никита и Акинфий Демидов – пример управленцев, которые никогда не забывали о работе в «поле». До последних дней жизни отец периодически лично плавил железо. Может, в этом уже не было производственной необходимости, но здорово работало на имидж. Сын же сам обучал новых мастеров, первым после запуска пробовал новое оборудование, постоянно что-то изобретал.
Оба стремились стать №1 и смогли: о качестве работ Никиты Демидова писали даже в Morning Post; Акинфий добился того, что сталь с его заводов доминировала на мировом рынке (подвинув даже продукцию из Англии!), а Россия лидировала среди экспортеров чугуна и железа. Демидовское железо называли вторым русским соболем.
Как управленец Акинфий Демидов тоже зарекомендовал себя на отлично: в течение 20 лет он раз в 1-1,5 года запускал по новому предприятию. Ему даже пожаловали чин действительного статского советника с формулировкой «за тщательное произведение и размножение железных и медных заводов». Такое масштабирование и в наши дни вызывает уважение, ведь речь идет не о маленьком магазине. Плюс сделайте поправку на век, в котором нельзя открыть интернет и найти рекомендации на все случаи жизни. Впрочем, это работает и в обратную сторону: сейчас начинающий бизнесмен может получить максимум поддержки, а вот как он использует эту возможность — вопрос другой.
Как считаете, энергичные Демидовы преуспели бы в 2020? Или они просто оказались в нужном месте в нужное время?