Про эффект"обезьянки"и покупку ненужных вещей...
На волне вдохновения от фильма "100 вещей и ничего лишнего",я всё-таки решила себе признаться в том,что я эпизодический Плюшкин.Почему Плюшкин вопросов нет,а эпизодический-, поскольку ,порой, на меня накатывает волна "расхламления" в которую я очень много вещей раздаю или выбрасывю,в зависимости,от их состояния.
Но речь дальше пойдёт не совсем об этом,а о том,что почему же мы готовы скупать всё то,что видим, вркменами,совсем ненужное,бесполезное ... тратя на это свои ресурсы и далее не знаем как избавиться от этого хлама.После небольшой прелюдии,в конце данной статьи ,Вас ждёт три вопроса на которые стоит ответить,прежде чем Вы купите очередную 10-ую в этом месяце биодобавку с айхерб или что-то иное в таком духе.
Рынок розничных продаж в целом чувствует себя нормально и даже хорошо.Особенно популярны сейчас продажи по рекомендации и один из каналов данной системы-это блогеры.
Многие понимают,что их любимый персонаж из любимой соцсети "впаривает" им что-то ,чем скорее всего сам не пользуется,но тем не менее срабатывает "эффект обезьянки" и мы волей-невооей приобретаем и копируем поведение своего персонажа из блога,то есть блогера,для чего?
Этому есть несколько причин,а именно:
1.Ассоциация с успешностью. Приобретая то,чем пользуется , (субъективно)успешный человек-я тоже становлюсь успешнее.
2.Заполнить вакуум внутри.Некоторые шопоголики ,на самом деле, глубоко одинокие люди и окружая себя большим количеством вещей, создаётся иллюзия того,что я не один.Здесь важно поработать с психологом.
3.Я-часть закрытого общества избранных.Похоже на первый пункт,но отличается тем,что это ощущение не только успешности,но единства,поддержка общих взглядов.Если мой товарищ это выбирает,то и я тоже.Этакий коллективизм,эффект дружеского совета.
4.Покупаем не вещи,а эмоцию -новизны,счастья.У таких людей сам факт покупки "склеен" с приятными чувствами, только проблема в том,что это состояние быстро улетучивается и появляется зависимость.
5.Жадность.Самый прозаичный пункт.Чаще всего за покупки по рекомендации Вам предоставляют скидку и тут уже соблазн просто в том,чтобы обладать тем,что ты с выгодой приобрел,а не тем, что тебе действительно нужно.Паталогические скидочники частенько страдают жадностью.
6.Инфантильность.Детская непосредственность, неразборчивость и т.д.У таких покупателей часто бывает так,что в детстве им многое запрещали,а потом они начали зарабатывать и опустошать ,образно выражаясь, кондитерские.Или другой пример из той же рубрики-когда взрослый человек ведёт себя ,как ребенок и слишком много тратит на "игрушки",потому внутреннему избалованому ребёнку так хочется.
7. Надо запасать.Это очень русский пунктик.У нас в крови память о том,что может всё закончится и наступит голод, бедность,разруха,поэтому,как говорится, готовь сани летом.Начало этого года ,а по совместительству ,начало карантина -стало иллюстрацией к этому пункту.Помнится мне,в моей командировке в Италию, коллега из Германии долго изумлялась,зачем я с собой на конференцию беру несколько мюсли-батончиков,ведь там будет полноценный обед .И тогда я поймала себя за инсайт😁😁😁-моя первая мысль была,а если мне не достанется?Я смогу накормить себя и коллег))))Позже на личной терапии я решила этот вопрос.
И другие причины ...
Как и обещала далее публикую для вас три вопроса перед покупкой,которые частенько помогают мне и моим клиентам .Самое главное не забыть или не полениться их спросить.
1)было ли у меня ранее в планах купить данную вещь?Вопрос про прошлое
2)для чего мне эта вещь сейчас нужна?Про настоящее время.
3)что будет в будущем,если я её не куплю?Вопрос из будущего;)
Чаще всего ответив на эти вопросы азарт купить что-то снижается,но не угасает.Нужно суметь воспользоваться моментом "снижения" и принять решение до того ,как снова заиграет мысль -хочу,хочу, хочу!
Я не люблю истории про чрезмерное потребительство и ,честно, работаю над собой.Буду очень рада,если статья окажется полезной для Вас!
Всем мира и тепла!
Всегда ваша, Надежда ❤️
#психология