Понятие секты как социального явления.
Секта - это понятие, которое используется для обозначения религиозной, политической, философской или иной группы, иногда отделившейся от основного направления и противостоящей ему. Любая секта начинается с лидера, который создает вокруг себя организацию по своему образу и подобию. У него есть идея, которая носит очень четкий отпечаток его личности.
Выделяют два основных вида сект - религиозные и квазирелигиозные.
Мы привыкли к традиционному пониманию секты как религиозного течения, противоречащего церкви. Как заметное явление религиозные секты возникли с появлением христианства. Но существуют также квазирелигиозные секты - социальное явление, понятие, возникшее в современном обществе, оно никак не связано ни с какой из религий.
Выделяются следующие признаки:
· наличие выдающегося харизматичного лидера («гуру», «учитель») (рассматривается в качестве «просветлённого», «святого» или посредника между Богом и людьми);
· недолговечность существования (в среднем полтора поколения, пока жив лидер и лично общавшиеся с ним приближённые); · отсутствие разномыслия и критического мышления; · обман рядовых членов путём умолчания, сокрытия и цензурирования информации;
· навязчивая пропаганда для привлечения новых членов;
· контроль над личностью (изоляция адептов от внешнего мира, запрет на свидания с семьёй, чтение книг, газет, просмотра телевизора, прослушивания радио);
· психологическое давление;
· провозглашение внешнего мира злом;
Толстовство соответствует всем вышеперечисленным признакам: в качестве харизматичного лидера выступал сам Л.Н. Толстой, его секта относительно быстро прекратила свое существование; писатель считал свои идеи единственно правильными, разномыслие явно отсутствовало: “Обращение Толстого было вполне спокойное, корректное и любезное, за исключением случаев, когда разговор принимал направление, противоречащее его идеям” {рассказ Чезаре Ломброзо из немецкого журнала Das Freie Wort («Свободное
слово»), Франкфурт (№ 13 за 1902 г.)}; обман приверженцев его идеологии происходил из-за противоречивости, непостоянности во взглядах самого Толстого; для толстовства характерна и склонность к прозелитизму.
2. История толстовства. Религиозно-философское учение Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) принадлежит одному из самых знатных русских дворянских семейств, граф, один из известнейших русских писателей и мыслителей, участник обороны Севастополя. Автор известных произведений “Война и мир” и “Анна Каренина”, которые принесли ему мировую известность и славу. Одним словом, гений своего времени...
В 1901 г. Л.Н. Толстой был предан анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви за свои религиозно-философские взгляды, получившие говорящее название “толстовсвто”, основы толстовства изложены мыслителем в произведениях «Исповедь», «В чём моя вера?», «О жизни», «Христианское учение».
С чего всё началось? Лев Толстой писал, что у него было две заветные юношеские мечты: создать большую семью и стать классиком мировой литературы наравне с Данко и Шекспиром. Он старательно выбрал себе жену Софью Берс, которая родила ему 13 детей, обосновался в Ясной Поляне и в течение 15 лет написал два своих бессмертных шедевра. И вот, достигнув вершины творчества, литературной славы, семейного счастья, он вдруг понял, что это было ему не нужно, всё стало ему безразличным. Разочарование привело Толстого на грань самоубийства: “И вот тогда я, счастливый человек, вынес из своей комнаты шнурок, где я каждый вечер бывал один, раздеваясь, чтобы не повеситься на перекладине между шкапами...” {Лев Толстой “Исповедь”}.
Всё-таки преодолев искушение покончить жизнь самоубийством, Толстой обратился к поискам истинного смысла жизни. Он читает мудрецов древности, но они не могут ему помочь, общается с простыми неграмотными людьми, но их простые истины тоже не удовлетворяют графа, тогда он идёт в Церковь, хотя до этого называл себя атеистом. Теперь же он молится, соблюдает посты, читает жития, но уже первый опыт причастия вызывает у него отторжение. Он сопротивлялся всей религиозной мистике. Словом, и в Церкви он не нашёл истины, которая могла составить смысл его жизни: “я убедился, что церковное учение, несмотря на то, что оно назвало себя христианским, есть та самая тьма” {Лев Толстой “В чём моя вера?”}.
Но человеку без веры жить нельзя. И что делать, если вера не соответствует его потребностям?! Тогда он решает открыть её заново: «вчера разговор о божественном и вере навел меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта — основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей блаженства на небе, но дающей блаженство на земле» {дневниковая запись, датируемая 4 марта 1855г.}.
Анализируя Библию, он создал «Четвероевангелие: Соединение и перевод четырех Евангелий». Ключом к пониманию всего Евангелия стала фраза: “Вам говорят око за око, зуб за зуб; а я говорю вам: не противьтесь злу”. Это откровение полностью изменило его жизнь. “Не противьтесь злу” - не метафора, не иносказание, а прямое наставление: “Я понял, что Христос нисколько не велит подставлять щеку и отдавать кафтан для того, чтобы страдать, а велит не противиться злу и говорит, что при этом придется, может быть, и страдать”, {Лев Толстой “В чём моя вера?”}. Толстой говорит, что если вы хотите считать себя его учеником, то надо воспротивиться злу - “злом нельзя пресечь зла”, рано или поздно цепочка зла прервётся и постепенно оно сойдёт на нет.
Таким образом, из Нагорной проповеди он выделил основные заповеди, очищенные от метафизики: не противься злу, не клянись, не гневайся, не разводись, не воюй и не осуждай. С точки зрения Толстого это конкретные социальные программы - как жить, чтобы преодолеть зло.
Также Толстой уделял немало внимания таким аспектам жизни человека как свободный физический труд, здоровье, общение с землей и животным миром. Одним из важных моментов является отказ от животной пищи, что в науке того времени считалось глубоко нездоровым, от алкоголя и табака. Идеальным устройством общества он считал крестьянскую общину, где все заняты физическим трудом, равны между собой и нет аппарата насильственного принуждения.
Его идеи стали так популярны, что сторонники толстовства стали объединяться в колонии - «культурные скиты». Эти религиозно-этические сообщества стали набирать популярность в Симбирской, Тверской, Харьковской губерниях, в Закавказье. Толстовство нашло последователей и в Западной Европе, Японии, Индии, Англии, Южной Африке. Вообще идеи Льва Толстого были поддержаны во всех восточных странах. Одним из самых известных толстовцев был видный индийский политический деятель Махатма Ганди.
Популярность толстовства не на шутку насторожила представителей РПЦ, которые усмотрели в этом основы сектантства. В 1901 году Святейший Синод официально заявил, что «Толстой отторг себя сам от всякого общения с Церковию отрёкся от неё, а потому не состоит более её членом».
Движение толстовства породило непротивленческий анархизм. То, что в отношении государства получило название “великий отказ”, т.е. тотальное неприятие системы: отказ служить в армии, ходить на выборы, заключать законные браки, платить налоги - отказ связываться со всеми государственными институтами как с чем-то антихристианским и склонным к насилию.
Всё вышесказанное относится к первому этапу развития толстовского движения (80-е годы XIX столетия - 1914 г., начало первой мировой войны).
Второй этап развития толстовского движения (1914-1921) характеризуется подъемом движения, дальнейшим развитием самостоятельных земледельческих коммун, гуманитарно-просветительской, правозащитной и пацифистской деятельностью толстовцев. Характерной особенностью этого этапа является то, что толстовское движение действует и развивается в условиях мировой и гражданской войн, без духовной поддержки Толстого. В это время в движение приходят новые силы - рабочие, крестьяне, бывшие солдаты. Для них, переживших две войны, толстовские идеалы, основанные на любви ко всему живому и на отрицании насилия, обладали огромной притягательностью. Эти люди образовывали сельскохозяйственные коммуны и артели со своими - независимыми - уставами, советами, школами.
Третий этап развития толстовского движения (1921-1938) связан с дальнейшим развитием земледельческих коммун, а также с ненасильственной борьбой толстовцев за свои убеждения, принципы, образ жизни. В этот период непротивление толстовцев находит свое выражение в пацифистской и правозащитной деятельности. Официально толстовство перестает существовать с момента закрытия Московского Вегетарианского Общетсва (МВО) - ядра толстовского движения, которое на протяжении десятилетий объединяло толстовцев, в 1938г.
3. Роль толстовства в жизнях и судьбах людей
Разумеется, последователи толстовства в Царской России подвергались серьёзным гонениям и репрессиям со стороны государственной машины. Все они отречены от православной церкви, что обособило их от гражданской жизни и социальных благ: следует отказ в венчании, отпевании, причастии - во всем, что так важно для верующего человека. Дети, родители которых отречены от церкви, становятся казёнными, т.е. “унаследуют то же наказание”. Официальные власти, в свою очередь, видели в этом движении “неделания” серьезную угрозу устоям государства. Если учитывать колоссальный духовный авторитет Толстого, то угрозу духовного переворота, духовной революции нельзя считать преувеличенной. Отчеты обер-прокурора Святейшего Синода подтверждают это категорическим выводом: "Никогда наша русская православная Церковь не имела такого опасного врага, какого она имеет теперь в лице новейшего рационалистического сектантства - толстовство. В этом сектантстве есть все, что может породить и воспитать необузданное чувство". Поэтому начинаются массовые судебные процессы и тюремные заключения. По примерным подсчетам толстовцев в России перед 1917 годом было около 30 000.
Так как народное недовольство в начале 20в. достигло своего пика, страна была на грани переворота; толстовство сыграло немаловажную роль в развитии общественно значимых идей, касающихся революции, и в большинстве своём его идеи затронули прогрессивный слой общества - молодёжь. Толстого считают зеркалом русской революции, вот что писал В.И. Ленин: “Толстой смешон, как пророк, открывший новые рецепты спасения человечества, - и поэтому совсем мизерны заграничные и русские "толстовцы", пожелавшие превратить в догму как раз самую слабую сторону его учения. Толстой велик, как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у миллионов русского крестьянства ко времени наступления буржуазной революции в России. Толстой оригинален, ибо совокупность его взглядов, взятых как целое, выражает как раз особенности нашей революции, как крестьянской буржуазной революции”.
С пришествием к власти большевиков положение толстовцев не изменилось; их преследовали и подвергали массовым репрессиям: лишали всякого имущества, ссылали в лагеря для заключенных и расстреливали. Причина в том, что идеи Л.Н. Толстого не имели исторической перспективы, а люди, разделявшие эти идеи, выпадали из социального общества и также лишались гражданских прав. К 1970 году толстовцев в СССР осталось около 50. Все они были глубокими стариками, и почти все прошли через лагеря.
4. Причины провала замыслов Л.Н. Толстого
1) Вообще все квазирелигиозные секты не жизнеспособны. За чистыми нравственными идеями, высокими обещаниями рая как на земле, так и на небе, скрывается подспудное поклонение личности того или тех, кто проповедует эти идеи. Очевидно, что такие движения потерпят фиаско, так как они не имеют истинно образовательной ценности и исторической перспективы.
2) О себе Толстой однажды написал в дневнике: «Во мне есть что-то, что заставляет меня думать, что я не рожден, чтобы быть таким, как прочие люди. Отчего происходит это? От несговорчивости, или недостатка в моих способностях, или от того факта, что, по правде, я стою на уровне выше обыкновенных людей? Я уже в зрелом возрасте и развитие мое окончилось, и я терзаем голодом... не славы, — я не желаю славы, — я презираю ее, но желанием приобрести большое влияние в направлении счастья и пользы человечества» {дневниковая запись, датируемая 29 марта 1852 г.}. Известный итальянский психиатр Чезаре Ломброзо, побывав в гостях у писателя, сделал неутешительный вывод, что, как и большинство других гениев, Толстой страдал маниакальной тщеславностью. Именно желание стать новым пророком, благодетелем человечества как ни что иное доказывает эту теорию. Но это и ведёт к провалу замыслов.
3) Само учение Толстого, как и его внутренний мир, очень противоречивы. Страстный охотник, боевой офицер, любитель женщин и светской жизни в своём дневнике постоянно признается в отвращении к женщинам, например. Существуют воспоминания о том, как пианист Антон Рубинштейн пригласил Толстого на свой концерт, тот обрадовался «и даже совсем оделся для выезда», но в последний момент усомнился, не противоречит ли это его проповеди, и в результате с ним случился истерический припадок. Толстовство — скорее попытка уйти от этой раздвоенности, однако не вполне удавшаяся. С одной стороны, он стремился к опрощению: «Все простое человеку на пользу, а все сложное — порочно», т.к. считал, что развитие государства, общества, культуры, науки идет по пути производства множества ненужных человеку вещей (будь то большие поместья, модная одежда или музыка Бетховена) и тем самым уводит его всё дальше от естественного состояния. С другой стороны, это ведёт к разрушению основ, которые помогают человеку развиваться во всех сферах жизни, совершать новые открытия и добиваться новых результатов в науке и искусстве. И важно отметить, что Толстой не уехал из Ясной Поляны, отказался отдавать своё имущество, проповедуя вегетарианство, имел трёх поваров на случай, если ему не понравится блюдо - всё это противоречит его проповедям. Современник иронически замечает по этому поводу, что невозможно представить себе Христа или Магомета размышляющими о соответствии их поступков их же учению.
На сегодняшний момент из-за обилия и доступности информации (благодаря Интернету), очень легко попасть в какую-либо квазирелигиозную секту. Смотря видео за видео на Youtube, переходя из одного блога в другой в социальных сетях, можно наткнуться на идеи и мысли, которые полностью соответствуют сектантским началам, и на сегодняшний день чаще без религиозной подоплёки. Вам будут предлагать исправить в жизни то, в чём вы больше всего нуждаетесь: здоровье, деньги, успех, счастье, но для этого нужно купить вебинар, пригласить друзей; будут предлагать новые концепции мироустройства, всё, что угодно, лишь бы заманить как можно больше людей ради осуществления своих целей. И на каждый такой канал или блог находятся свои тысячи и даже миллионы, которые верят и словно под гипнозом делают все, что им говорят. Помимо этого, даже самый обычный блогер сильнейшим образом влияет на свою аудиторию мировоззрением, образом мысли и жизни. И, подобно Толстому, они не задумываются о последствиях своей информационной пропаганды. Иногда по численности такие блоги обходят даже охват аудитории того же Л.Н. Толстого, хотя он был “не без роду и племени”, известный человек, классик мировой литературы, гений своего времени...
Трудно давать оценку подобным историческим социально-значимым событиям - у медали всегда две стороны. В учениях Л.Н. Толстого много как плохого, так хорошего. Это перевёрнутая страница нашей истории, но именно в анализе событий прошлого заключается строительство будущего. Человек по природе своей слаб, но знание делает его сильным, важно всегда сохранять осознанность и фильтровать обилие информации, поступающей извне. И важно отметить, что огромная социальная ответственность лежит на тех, кто прочно владеет разумом людей, особенно молодёжи!