Найти тему
_sssonchezzz_

Л.Н. Толстой - основатель квазирелигиозной секты

Оглавление

Понятие секты как социального явления.

Секта - это понятие, которое используется для обозначения религиозной, политической, философской или иной группы, иногда отделившейся от основного направления и противостоящей ему. Любая секта начинается с лидера, который создает вокруг себя организацию по своему образу и подобию. У него есть идея, которая носит очень четкий отпечаток его личности.

Выделяют два основных вида сект - религиозные и квазирелигиозные.

Мы привыкли к традиционному пониманию секты как религиозного течения, противоречащего церкви. Как заметное явление религиозные секты возникли с появлением христианства. Но существуют также квазирелигиозные секты - социальное явление, понятие, возникшее в современном обществе, оно никак не связано ни с какой из религий.

Выделяются следующие признаки:

· наличие выдающегося харизматичного лидера («гуру», «учитель») (рассматривается в качестве «просветлённого», «святого» или посредника между Богом и людьми);

· недолговечность существования (в среднем полтора поколения, пока жив лидер и лично общавшиеся с ним приближённые); · отсутствие разномыслия и критического мышления; · обман рядовых членов путём умолчания, сокрытия и цензурирования информации;

· навязчивая пропаганда для привлечения новых членов;

· контроль над личностью (изоляция адептов от внешнего мира, запрет на свидания с семьёй, чтение книг, газет, просмотра телевизора, прослушивания радио);

· психологическое давление;

· провозглашение внешнего мира злом;

Толстовство соответствует всем вышеперечисленным признакам: в качестве харизматичного лидера выступал сам Л.Н. Толстой, его секта относительно быстро прекратила свое существование; писатель считал свои идеи единственно правильными, разномыслие явно отсутствовало: “Обращение Толстого было вполне спокойное, корректное и любезное, за исключением случаев, когда разговор принимал направление, противоречащее его идеям” {рассказ Чезаре Ломброзо из немецкого журнала Das Freie Wort («Свободное

слово»), Франкфурт (№ 13 за 1902 г.)}; обман приверженцев его идеологии происходил из-за противоречивости, непостоянности во взглядах самого Толстого; для толстовства характерна и склонность к прозелитизму.

2. История толстовства. Религиозно-философское учение Л.Н. Толстого

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) принадлежит одному из самых знатных русских дворянских семейств, граф, один из известнейших русских писателей и мыслителей, участник обороны Севастополя. Автор известных произведений “Война и мир” и “Анна Каренина”, которые принесли ему мировую известность и славу. Одним словом, гений своего времени...

В 1901 г. Л.Н. Толстой был предан анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви за свои религиозно-философские взгляды, получившие говорящее название “толстовсвто”, основы толстовства изложены мыслителем в произведениях «Исповедь», «В чём моя вера?», «О жизни», «Христианское учение».

С чего всё началось? Лев Толстой писал, что у него было две заветные юношеские мечты: создать большую семью и стать классиком мировой литературы наравне с Данко и Шекспиром. Он старательно выбрал себе жену Софью Берс, которая родила ему 13 детей, обосновался в Ясной Поляне и в течение 15 лет написал два своих бессмертных шедевра. И вот, достигнув вершины творчества, литературной славы, семейного счастья, он вдруг понял, что это было ему не нужно, всё стало ему безразличным. Разочарование привело Толстого на грань самоубийства: “И вот тогда я, счастливый человек, вынес из своей комнаты шнурок, где я каждый вечер бывал один, раздеваясь, чтобы не повеситься на перекладине между шкапами...” {Лев Толстой “Исповедь”}.

Всё-таки преодолев искушение покончить жизнь самоубийством, Толстой обратился к поискам истинного смысла жизни. Он читает мудрецов древности, но они не могут ему помочь, общается с простыми неграмотными людьми, но их простые истины тоже не удовлетворяют графа, тогда он идёт в Церковь, хотя до этого называл себя атеистом. Теперь же он молится, соблюдает посты, читает жития, но уже первый опыт причастия вызывает у него отторжение. Он сопротивлялся всей религиозной мистике. Словом, и в Церкви он не нашёл истины, которая могла составить смысл его жизни: “я убедился, что церковное учение, несмотря на то, что оно назвало себя христианским, есть та самая тьма” {Лев Толстой “В чём моя вера?”}.

Но человеку без веры жить нельзя. И что делать, если вера не соответствует его потребностям?! Тогда он решает открыть её заново: «вчера разговор о божественном и вере навел меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта — основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей блаженства на небе, но дающей блаженство на земле» {дневниковая запись, датируемая 4 марта 1855г.}.

Анализируя Библию, он создал «Четвероевангелие: Соединение и перевод четырех Евангелий». Ключом к пониманию всего Евангелия стала фраза: “Вам говорят око за око, зуб за зуб; а я говорю вам: не противьтесь злу”. Это откровение полностью изменило его жизнь. “Не противьтесь злу” - не метафора, не иносказание, а прямое наставление: “Я понял, что Христос нисколько не велит подставлять щеку и отдавать кафтан для того, чтобы страдать, а велит не противиться злу и говорит, что при этом придется, может быть, и страдать”, {Лев Толстой “В чём моя вера?”}. Толстой говорит, что если вы хотите считать себя его учеником, то надо воспротивиться злу - “злом нельзя пресечь зла”, рано или поздно цепочка зла прервётся и постепенно оно сойдёт на нет.

Таким образом, из Нагорной проповеди он выделил основные заповеди, очищенные от метафизики: не противься злу, не клянись, не гневайся, не разводись, не воюй и не осуждай. С точки зрения Толстого это конкретные социальные программы - как жить, чтобы преодолеть зло.

Также Толстой уделял немало внимания таким аспектам жизни человека как свободный физический труд, здоровье, общение с землей и животным миром. Одним из важных моментов является отказ от животной пищи, что в науке того времени считалось глубоко нездоровым, от алкоголя и табака. Идеальным устройством общества он считал крестьянскую общину, где все заняты физическим трудом, равны между собой и нет аппарата насильственного принуждения.

Его идеи стали так популярны, что сторонники толстовства стали объединяться в колонии - «культурные скиты». Эти религиозно-этические сообщества стали набирать популярность в Симбирской, Тверской, Харьковской губерниях, в Закавказье. Толстовство нашло последователей и в Западной Европе, Японии, Индии, Англии, Южной Африке. Вообще идеи Льва Толстого были поддержаны во всех восточных странах. Одним из самых известных толстовцев был видный индийский политический деятель Махатма Ганди.

-2

Популярность толстовства не на шутку насторожила представителей РПЦ, которые усмотрели в этом основы сектантства. В 1901 году Святейший Синод официально заявил, что «Толстой отторг себя сам от всякого общения с Церковию отрёкся от неё, а потому не состоит более её членом».

Движение толстовства породило непротивленческий анархизм. То, что в отношении государства получило название “великий отказ”, т.е. тотальное неприятие системы: отказ служить в армии, ходить на выборы, заключать законные браки, платить налоги - отказ связываться со всеми государственными институтами как с чем-то антихристианским и склонным к насилию.

Всё вышесказанное относится к первому этапу развития толстовского движения (80-е годы XIX столетия - 1914 г., начало первой мировой войны).

Второй этап развития толстовского движения (1914-1921) характеризуется подъемом движения, дальнейшим развитием самостоятельных земледельческих коммун, гуманитарно-просветительской, правозащитной и пацифистской деятельностью толстовцев. Характерной особенностью этого этапа является то, что толстовское движение действует и развивается в условиях мировой и гражданской войн, без духовной поддержки Толстого. В это время в движение приходят новые силы - рабочие, крестьяне, бывшие солдаты. Для них, переживших две войны, толстовские идеалы, основанные на любви ко всему живому и на отрицании насилия, обладали огромной притягательностью. Эти люди образовывали сельскохозяйственные коммуны и артели со своими - независимыми - уставами, советами, школами.

Третий этап развития толстовского движения (1921-1938) связан с дальнейшим развитием земледельческих коммун, а также с ненасильственной борьбой толстовцев за свои убеждения, принципы, образ жизни. В этот период непротивление толстовцев находит свое выражение в пацифистской и правозащитной деятельности. Официально толстовство перестает существовать с момента закрытия Московского Вегетарианского Общетсва (МВО) - ядра толстовского движения, которое на протяжении десятилетий объединяло толстовцев, в 1938г.

3. Роль толстовства в жизнях и судьбах людей

Разумеется, последователи толстовства в Царской России подвергались серьёзным гонениям и репрессиям со стороны государственной машины. Все они отречены от православной церкви, что обособило их от гражданской жизни и социальных благ: следует отказ в венчании, отпевании, причастии - во всем, что так важно для верующего человека. Дети, родители которых отречены от церкви, становятся казёнными, т.е. “унаследуют то же наказание”. Официальные власти, в свою очередь, видели в этом движении “неделания” серьезную угрозу устоям государства. Если учитывать колоссальный духовный авторитет Толстого, то угрозу духовного переворота, духовной революции нельзя считать преувеличенной. Отчеты обер-прокурора Святейшего Синода подтверждают это категорическим выводом: "Никогда наша русская православная Церковь не имела такого опасного врага, какого она имеет теперь в лице новейшего рационалистического сектантства - толстовство. В этом сектантстве есть все, что может породить и воспитать необузданное чувство". Поэтому начинаются массовые судебные процессы и тюремные заключения. По примерным подсчетам толстовцев в России перед 1917 годом было около 30 000.

Так как народное недовольство в начале 20в. достигло своего пика, страна была на грани переворота; толстовство сыграло немаловажную роль в развитии общественно значимых идей, касающихся революции, и в большинстве своём его идеи затронули прогрессивный слой общества - молодёжь. Толстого считают зеркалом русской революции, вот что писал В.И. Ленин: “Толстой смешон, как пророк, открывший новые рецепты спасения человечества, - и поэтому совсем мизерны заграничные и русские "толстовцы", пожелавшие превратить в догму как раз самую слабую сторону его учения. Толстой велик, как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у миллионов русского крестьянства ко времени наступления буржуазной революции в России. Толстой оригинален, ибо совокупность его взглядов, взятых как целое, выражает как раз особенности нашей революции, как крестьянской буржуазной революции”.

С пришествием к власти большевиков положение толстовцев не изменилось; их преследовали и подвергали массовым репрессиям: лишали всякого имущества, ссылали в лагеря для заключенных и расстреливали. Причина в том, что идеи Л.Н. Толстого не имели исторической перспективы, а люди, разделявшие эти идеи, выпадали из социального общества и также лишались гражданских прав. К 1970 году толстовцев в СССР осталось около 50. Все они были глубокими стариками, и почти все прошли через лагеря.

4. Причины провала замыслов Л.Н. Толстого

1) Вообще все квазирелигиозные секты не жизнеспособны. За чистыми нравственными идеями, высокими обещаниями рая как на земле, так и на небе, скрывается подспудное поклонение личности того или тех, кто проповедует эти идеи. Очевидно, что такие движения потерпят фиаско, так как они не имеют истинно образовательной ценности и исторической перспективы.

2) О себе Толстой однажды написал в дневнике: «Во мне есть что-то, что заставляет меня думать, что я не рожден, чтобы быть таким, как прочие люди. Отчего происходит это? От несговорчивости, или недостатка в моих способностях, или от того факта, что, по правде, я стою на уровне выше обыкновенных людей? Я уже в зрелом возрасте и развитие мое окончилось, и я терзаем голодом... не славы, — я не желаю славы, — я презираю ее, но желанием приобрести большое влияние в направлении счастья и пользы человечества» {дневниковая запись, датируемая 29 марта 1852 г.}. Известный итальянский психиатр Чезаре Ломброзо, побывав в гостях у писателя, сделал неутешительный вывод, что, как и большинство других гениев, Толстой страдал маниакальной тщеславностью. Именно желание стать новым пророком, благодетелем человечества как ни что иное доказывает эту теорию. Но это и ведёт к провалу замыслов.

3) Само учение Толстого, как и его внутренний мир, очень противоречивы. Страстный охотник, боевой офицер, любитель женщин и светской жиз­ни в своём дневнике постоянно признается в отвращении к женщинам, например. Существуют воспоминания о том, как пианист Антон Рубинштейн пригласил Толстого на свой концерт, тот обрадовался «и даже совсем оделся для выезда», но в последний момент усомнился, не противоречит ли это его проповеди, и в результате с ним случился истерический припадок. Толстовство — скорее попытка уйти от этой раздвоенности, однако не вполне удавшаяся. С одной стороны, он стремился к опрощению: «Все простое человеку на пользу, а все сложное — порочно», т.к. считал, что развитие государства, общества, культуры, науки идет по пути производства множества ненужных человеку вещей (будь то большие поместья, модная одежда или музыка Бетховена) и тем самым уводит его всё дальше от естественного состояния. С другой стороны, это ведёт к разрушению основ, которые помогают человеку развиваться во всех сферах жизни, совершать новые открытия и добиваться новых результатов в науке и искусстве. И важно отметить, что Толстой не уехал из Ясной Поляны, отказался отдавать своё имущество, проповедуя вегетарианство, имел трёх поваров на случай, если ему не понравится блюдо - всё это противоречит его проповедям. Современник иронически замечает по этому поводу, что невозможно представить себе Христа или Магомета размышляю­щими о соответствии их поступков их же учению.

На сегодняшний момент из-за обилия и доступности информации (благодаря Интернету), очень легко попасть в какую-либо квазирелигиозную секту. Смотря видео за видео на Youtube, переходя из одного блога в другой в социальных сетях, можно наткнуться на идеи и мысли, которые полностью соответствуют сектантским началам, и на сегодняшний день чаще без религиозной подоплёки. Вам будут предлагать исправить в жизни то, в чём вы больше всего нуждаетесь: здоровье, деньги, успех, счастье, но для этого нужно купить вебинар, пригласить друзей; будут предлагать новые концепции мироустройства, всё, что угодно, лишь бы заманить как можно больше людей ради осуществления своих целей. И на каждый такой канал или блог находятся свои тысячи и даже миллионы, которые верят и словно под гипнозом делают все, что им говорят. Помимо этого, даже самый обычный блогер сильнейшим образом влияет на свою аудиторию мировоззрением, образом мысли и жизни. И, подобно Толстому, они не задумываются о последствиях своей информационной пропаганды. Иногда по численности такие блоги обходят даже охват аудитории того же Л.Н. Толстого, хотя он был “не без роду и племени”, известный человек, классик мировой литературы, гений своего времени...
Трудно давать оценку подобным историческим социально-значимым событиям - у медали всегда две стороны. В учениях Л.Н. Толстого много как плохого, так хорошего. Это перевёрнутая страница нашей истории, но именно в анализе событий прошлого заключается строительство будущего. Человек по природе своей слаб, но знание делает его сильным, важно всегда сохранять осознанность и фильтровать обилие информации, поступающей извне. И важно отметить, что огромная социальная ответственность лежит на тех, кто прочно владеет разумом людей, особенно молодёжи!