В творческом образовательном процессе внимание уделяется не только осуществляемому учению, но и происходящему в ходе учения развитию личности. «Чувствуя себя творцом, - пишет В. А. Сухомлинский, - человек хочет стремиться быть лучше, чем он есть... В этом осознании - самая сущность формирования личности».
В попытке найти сегодня наиболее эффективные методы работы по художественному развитию и воспитанию мы вновь и вновь обращаемся к традиции отечественной театральной педагогики, где установка на творчество, на открытие индивидуальности является основополагающей. В идее коллективного театрального творчества заключены бесценные преимущества воспитания. Здесь и ищут, и спотыкаются, и находят все вместе. Тут нельзя друг без друга. Ставить перед участниками театрального коллектива трудные задачи и решать их вместе, устремляться к высоким целям - основополагающие принципы воспитательной работы в детском театральном коллективе.
Для чего существует театральный коллектив? Конечно для того, чтобы делать спектакли. Это, безусловно, так, если речь идет о профессиональном, взрослом театре. Когда же мы говорим о детском коллективе, тут сразу всё усложняется.
Какой из результатов важнее; хороший спектакль - или впервые возникшая вера в свои силы, или пережитое чувство единства со своими товарищами, чувство своей сопричастности, нужности, или новый взгляд на мир, который открывается благодаря творческой работе. Художественная, педагогическая и воспитательная задачи решаются здесь одновременно из занятия в занятие. И не одной из них нельзя пренебречь.
Театр или игры по ролям – один из лучших способов развития детского творчества, освоения безграничных возможностей будущей жизни. Правда, ощущается это не сразу, и родители, всегда ожидающие немедленных результатов, могут быть сначала разочарованы. Однако наблюдения показывают, что те дети, которые увлекались игрой в театр и сочиняли пьесы, со временем резко вырывались вперед в развитии, даже если в начальной школе отставали от сверстников. Самое ценное в этих играх - возможность прямого и свободного самовыражения.
Тема: «Учимся говорить выразительно».
Упражнение.«С добрым утром!»
С добрым утром, глазки (гладим веки), Вы проснулись? (бинокль)
С добрым утром, ушки (массаж ушек) Вы проснулись? (слоник)
С добрым утром, ручки (массаж рук) вы проснулись? (хлопки)
С добрым утром, ножки, (массаж) Вы проснулись (топот)
С добрым утром , Солнце (руки вверх) я проснулся (Смотреть вверх.)
Игра на внимание «Солнышко, заборчик, камешек» ( руки вверху, пальцы растопырены, сжаты, в кулачёк)
Игра
«Мы по Африке гуляли», (топот)
И бананы собирали ( по кругу ладони раскрыть, закрыть к себе),
Маме, папе подарю (открытая правая ладонь, левая ладонь хлопок),
И себя, не обделю. ( ладони прижать к себе)
Обезьянка прибегала (топот),
Всем бананы раздавала ( по кругу ладони раскрыть, закрыть от себя),
Маме, папе подарю (открытая правая ладонь, левая ладонь, хлопок),
И себя, не обделю ( ладони прижать к себе).
«Скороговорки»
От топота копыт пыль по полю летит
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
На дворе растет трава,
На траве стоят дрова.
В огороде Фекла ахала и охала,
Уродилась свекла не на грядке - около.
Жалко Фекле свеклу, жалко свекле Феклу,
Жаловалась Фекла: - Заблудилась свекла!
Северинец Константин Павлович
Заячья избушка
Сказка – пересказка
Ведущий.Вот бывают чудеса!
Жили Зайка и лиса.
И стояли на опушке
По соседству их избушки:
У Косого – лубяная,
У Плотовки – ледяная.
Лишь повеяло весной,
Дом растаял ледяной.
Не осталось даже следу….
И Лиса идёт к соседу.
Лиса.Не возьмёшь ли на постой
На денёчек, на другой?
(Горько жалобно рыдает,
Слёзки лапкой вытирает).
Заяц.Заходи, кума, смелей,-
Зайка сжалился над ней,-
У меня просторный дом,
Не сидеть же под кустом!..
А Лиса, едва вошла,
Зайку тотчас прогнала:
Лиса. Для двоих изба мала!
Вон пошёл и все дела!
Под кустом Косой дрожит.
Мимо серый Волк бежит:
Волк. Ты чего , дружок, не весел,
Уши длинные повесил?
Тут ему бедняжка Зайка
Рассказал всё без утайки.
Волк.
Ну, уж я твою беду
Мигом, братец, разведу!
У-у-у-у, - завыл протяжно он,-
У-у-у-ходи, Лисица, вон!
А Лиса из-за печи:
-Вот задам на калачи да на булочки!
Полетят от вас клочки в закоулочки!
Волк с испугу-перепугу
И «прощай» не крикнул другу.
Заяц пуще стал реветь.
Мимо топает
Медведь.
- Ты чего, дружок не весел?
Что глаза на мокром месте?
И ему бедняжка Зайка
Рассказал всё без утайки.
-Эко не было печали!
Не таких мы усмиряли.
И своей огромной лапой
Стукнул в ставню Косолапый.
- Я отважен и силён!
Уходи, Лисица, вон!
А Лиса из-за печи:
-Вот задам на калачи да на булочки!
Полетят от вас клочки в закоулочки!
Косолапый испугался
И подальше в лес подался.
Плачет в три ручья Косой.
Тут Петух идёт с косой.
Петух.Ты чего на всю округу
Целый день ревёшь белугой?
Петуху бедняжка Зайка
Всё поведал без утайки.
Петух.Вот так-так… Ку-ка-ре-ку!
Я готов помочь дружку!
Несу косу на плечи.
Хочу Лису засечи!
Как поймаю я злодейку,
Изорву на ней шубейку.
А Лиса из-за печи:
- Ухожу я, не кричи.
И без лишних разговоров
Задала плутовка дёру.
А в избушке стал опять Зайка жить, да поживать.
Он научен и теперь
Лишь друзьям откроет дверь.