Уехать с вокзальной площади можно на трамвае или автобусе, на такси и "маршрутках". А ведь всего немногим более века назад горожанам и гостям предлагался всего один вид транспорта - частный извоз.
Серьёзную конкуренцию извозчикам в самом начале XX столетия составил трамвай. История его появления связана с историей первой электростанции. Её построили в 1901 году на улице Армянской (ныне ул. Соболева) между городской водокачкой и башней архива окружного суда. Годом ранее между Русским электрическим обществом "Унион" и смоленскими властями был заключён договор, суть которого сводилась к следующему. Общество "Унион" строило электростанцию и трамвайные линии, получая за это монопольное право на продажу в Смоленске электроэнергии на 40 лет. Город, в свою очередь, приобретал удобное транспортное сообщение и возможность выкупить электрохозяйство через 40 лет. Этот выкуп, правда, произошёл досрочно - в 1916 году.
Мощность первой смоленской электростанции, по нынешним меркам, была невелика. Две паровые машины, топившиеся дровами, приводили в действие генераторы, вырабатывавшие постоянный ток напряжением 460 и 700 вольт общей мощностью 300 киловатт. Испытания трамвая прошли 7 октября 1901 года. А уже в ноябре по двум одноколейным городским маршрутам (от вокзалов к Никольским воротам и к Лопатинскому саду) стало ходить 11 трамваев.
Испытания трамвая на третьем маршруте (от виадука - в Заднепровье) осенью 1901 года оказались неудачными. Один из вагонов, поднявшись до середины Покровской горы, внезапно покатился вниз. Вагоновожатый не смог затормозить, и у подножия горы трамвай сошёл с рельсов и упал набок. Причиной этого происшествия специально созданная комиссия признала "неопытность и нераспорядительность вагоновожатого на трудном участке трамвайной линии". Движение по этому маршруту было открыто 25 апреля 1902 года.
Источник: исторический путеводитель "Смоленский край - исток России", издательство "Свиток".