Те, кто прочитали мою заметку про иностранные инвестиции в Восточную Европу, уже догадались.
Правильно.
Ноль.
Ну например, рассмотрим рекорднейший 2013 год.
Отрапортовались о 90 миллиардах долларов! Давайте рассмотрим пару примеров.
«7 сентября 2013 года китайская компания Fuyao Glass Industry Group открыла в Калуге предприятие по производству автомобильного стекла. Постепенно увеличивается локализация группы PSA Peugeot Citroеn и Mercedes-Benz. В мае 2013 года компания Ford Sollers начала строительство моторного завода в Елабуге. В начале 2013 года General Motors начала сборку седанов Chevrolet Aveo на мощностях Горьковского автозавода. В ноябре 2013 года на АвтоВАЗе открылся завод по производству двигателей Renault».
Но все эти заводы, фабрики и мощности построены без единого российского гвоздя, и в них нет ни одной единицы российского оборудования! Chevrolet Aveo на мощностях Горьковского автозавода - это крупноузловая отвёрточная сборка. Весь дизайн, НИОКР, вся интеллектуальная собственность этого автомобиля - американские, комплектующие - тоже не российские, собирается он тоже на импортном оборудовании. Bклад России в сборку машины - только дешёвая рабочая сила слесарей механосборочных работ. То же самое относится и к двигателям Пэжё-Цитроёна и "увеличению локализации" Мерседеса.
«Cамый заметный вклад в рост показателя прямых инвестиций в прошедшем году внесла сделка по покупке британской BP 19,75% акций "Роснефти" - в рамках договоренности о поглощении "Роснефтью" компании ТНК-BP (за 55 млрд долларов) в марте 2013 года». То же самое. Вклад ВР в это СП так или иначе пойдёт на закупку импортного оборудования для добычи нефти в России. Hе только британцы не захотят закупать ничего российского, кроме сырья, но и у самих российских руководителей предприятий "сотрудничество" с заграницей - практически самоцель.. Как поясняет изобретатель, доктор технических наук, профессор Наум Самойлов, «Дело в том, что для руководителей не всегда интересно отказываться от сотрудничества с зарубежными партнерами. У нас и в собственной практике был опыт, лет 10-12 назад, когда одно из предприятий ХМАО отказалось использовать наши сорбенты, заявив, что они закупали, закупают и будут закупать их за рубежом. Годы прошли, но отношение так и не изменилось. Нельзя сказать, что это однозначно финансово мотивируется бонусами, но контакты, связи, поездки – все это влияет на позицию руководителей».
Может быть, я и тут что-нибудь упустил?
Существует ли пример, где иностранцы действительно привезли в Россию деньги, вложили это в НИОКР, и в результате получился продукт с российской интеллектуальной собственностью, который можно было бы продавать на международном рынке?
Риторический вопрос?