Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

Обновление локомотивного и моторвагонного парка железных дорог Азербайджана

В годы СССР, разумеется, железнодорожный парк всего бывшего Союза, был стандартизирован на всей его территории. После распада страны, вновь рожденные государства разделили железнодорожный парк. С юридической точки зрения этот вопрос весьма спорный, однако оставим это. Долгое время новорожденные железные дороги независимых стран использовали один и тот же подвижной состав. Многие из подвижных единиц до сих пор в строю. Но время берет свое, прежний подвижной состав стареет и его необходимо заменять. И вот тут железная дорога каждой бывшей ранее республики начинает по своему решать проблему обновления парка. Традиционные производители техники, расположенные в России, в ряде случаев вытеснены в бывших республиках конкурентами, часть предприятий бывшего СССР прекратило свое существование или выпуск техники. Соответственно постепенно железные дороги получают свои специфические особенности, и различия друг с другом в каждой из бывших республик.

Сегодня мы мельком посмотрим, какая новая техника в последнее время появилась на Азербайджанской железной дороге.

Несмотря на то, что в Азербайджане до настоящего времени эксплуатируется железнодорожная техника, выпущенная во времена СССР, в последние годы начался процесс обновления локомотивного и моторвагонного парков. Причем новые локомотивы и электропоезда приобретаются за пределами Российской Федерации.

Парк электровозов обновляется в сотрудничестве с компанией Alstom Transport, которая разработала для Азербайджанских железных дорог два типа электровозов. При этом новые локомотивы собираются на территории Казахстана, на заводе "Электровоз құрастыру зауыты".

В период 2017 - 2019 годов Азербайджан получил 10 магистральных пассажирских двухсистемных односекционных электровозов AZ4A (рабочее название Prima М4). Серия AZ4A расшифровывается как Азербайджан, четырехосный, асинхронный. Все электровозы приписаны к депо Баку-Пассажирская. Аналогом данного локомотива на сети РЖД можно назвать двухсистемный электровоз ЭП20.

Электровоз AZ4A (Prima М4),  фото https://trainpix.org/, автор  The Shakhbuzovs
Электровоз AZ4A (Prima М4), фото https://trainpix.org/, автор The Shakhbuzovs

В период 2018 - 2020 годов Азербайджан уже получил 19 магистральных двухсекционных электровозов AZ8A переменного тока (рабочее название Prima Т8). Всего по контракту должно быть 40 электровозов данной серии. Серия AZ8A расшифровывается как Азербайджан, восьмиосный, асинхронный. Все локомотивы данной серии приписаны к депо Баладжары. Основной задачей электровоза является вождение грузовых поездов массой до 9000 тонн. Локомотивы серии AZ8A способны развивать скорость до 120 км/ч, мощность установленных двигателей при этом составляет 8.8 мегаватт (8 двигателей*1.1 мегаватт). AZ8A разработаны для эксплуатации при температуре от -25°C до +50°C. Аналогом данного локомотива на сети РЖД можно назвать электровоз 2ЭС7.

Электровоз AZ8A  (Prima Т8), фото https://railcolornews.com/
Электровоз AZ8A (Prima Т8), фото https://railcolornews.com/

Обновил Азербайджан и парк электропоездов. Полагаю, большинству читателей знаком двухэтажный электропоезд серии ЭШ2 швейцарского концерна "Штадлер" (изготовлен на площадке в Белоруссии), работающий в Москве в качестве Аэроэкспресса. По причине кризиса, произошедшего в 2014 году Аэроэкспресс отказался от части поездов данной серии и они были поставлены в Грузию и Азербайджан. В Азербайджане составы получили обозначение EŞ2. В Азербайджан попала 9 составов с номерами 003, 008, 009, 015—019, 020. Электропоезда приписаны к депо Баку-Пассажирская.

ЭШ2 (EŞ2), фото https://trainpix.org/, автор  rzd_microsoft
ЭШ2 (EŞ2), фото https://trainpix.org/, автор rzd_microsoft

Однако на этом обновление моторвагонного парка Азербайджанских железных дорог не закончится. Заключен новый контракт между Азербайджанскими железными дорогами и компанией Штадлер на поставку десяти поездов FLIRT. Стоимость контракта 115 миллионов евро. Из них четыре будут межрегиональными поездами с дизель-электрической установкой, три межрегиональных электропоезда и три региональных электропоезда. При этом первые поезда будут поставлены в 2022 году.

Дизель-поезд FLIRT, фото zdmira.com
Дизель-поезд FLIRT, фото zdmira.com

Также в 2016 году Азербайджан закупил 10 тепловозов серии Т33А (Evolution ES44ACI). Тепловозы данной серии представляют собой грузовой тепловоз с электропередачей, асинхронным приводом, мощностью не менее 3300 кВт. Локомотив односекционный, но может работать по системе многих единиц. Выпускаются в Казахстане по лицензии компании General Electric Transportation.

Т33А, фото https://trainpix.org/, автор  The Shakhbuzovs
Т33А, фото https://trainpix.org/, автор The Shakhbuzovs

Канал "ПАНТОГРАФ". Фото из открытого доступа сети "Интернет".

Другие материалы канала по теме железных дорог:

Фото ушедшей техники-9. Узловая в 90-е годы

Паровоз-памятник Эр743-64

Три паровоза-памятника в городе Орле

-6