Найти в Дзене

Советский футуризм: рассказываю про 5 экспериментальных советских мотоциклов, которые вы точно никогда не видели.

Оглавление

Тенденции в дизайне мотоциклов постоянно менялись и зависели от множества социально-культурных факторов, происходящих в обществе. Когда в нём царила авиационная романтика — появилась мода на мотоколяски с носом, напоминающим истребитель. Когда человек покорял космос — появилась мода на мотоциклы и даже предметы быта с "космическим" дизайном. Народ мечтает о научно-технической революции? Всё вокруг начинает быть похожим на невероятные аппараты для исследования всего на свете. И в один момент именно научно-космическая романтика настолько сильно покорила сердца дизайнеров, что практически всё стало выглядеть как предметы жизни из будущего.

Журнал "техника молодёжи" от 1966 года. У этого замечательного журнала было очень много обложек в футуристичном, мечтательном стиле.
Журнал "техника молодёжи" от 1966 года. У этого замечательного журнала было очень много обложек в футуристичном, мечтательном стиле.

Человек пытался искуственно обогнать время, создавая предметы новой жизни, которая, как казалось, вот-вот настанет. Люди собирали вещи в поход, который так и не состоялся. Но идеи забыты, похода никогда не было, а собранные рюкзаки, от которых веет романтикой и большими планами, так и остались лежать на своих местах нетронутыми и забытыми.

-2

Именно с таким вдохновением советские дизайнеры приступили к реинкарнации облика мототехники, которая в итоге стало всеобщей тенденцией: общие дизайнерские и технические черты наглядно и очевидно прослеживается в каждом мотоцикле, которые я сегодня покажу.

1. Минск м-106 "поларис"

-3

Прозвище "поларис", как считается, досталось этому мотоциклу как раз за необычную внешность. И из всех мотоциклов которые здесь будут представлены, именно "Минск", пожалуй, выглядит наиболее футуристично и смело.

-4

По поводу технической составляющей: силовой агрегат подвешен к хребтовой раме (в дальнейшем мы ещё не раз это увидим на остальных мотоциклах), а двигатель в целом такой же, как и у обычного М-106: 125 кубов и 9 лошадиных сил.

2. Jawa UŘ

-5

Уже чувствуете этот общий стиль? Бак плавно переходит в фару, двигатель подвешен к раме, а все неэстетичные элементы по типу проводки и карбюратора спрятаны под специальным кожухом, чтобы мотоцикл выглядел аккуратно и прилежно.

-6

Технически – 350 кубов, 21 лошадиная сила. А также бак почти на 20 литров (!) И вес – 149 килограмм. Очень достойные показатели.

3. Иж-555

-7

ИжМаш как всегда не отстаёт от трендов. Насчёт стиля говорить долго не буду – сами видите, что мода эпохи, опять же, полностью соблюдена. А вот что интересно здесь, так это двигатель объёмом аж в 500 кубических сантиметров, при мощности в 21 лошадиную силу! Помимо этого он имел множество других технических новшеств. И самое интересное здесь то, что этот мотоцикл был разработан в 1965 году. И от этого факта его существование становится ещё более интересным.

-8

По всем показателям, этот мотоцикл опережал все последующие модели ИЖей на десятки лет вперёд, но от его производства отказались под предлогом того, что он требовал бы слишком больших производственных мощностей, которые бы сказались на серийном выпуске остальных моделей.

А перед тем как перейти к следующим мотоциклам, я просто напомню, что всего спустя пару лет после разработки этого уникального мотоцикла в серию пошли привычные нам третьи "Планеты" и "Юпитеры".

4. MZ ES 250/2

-9

Хорошая новость: в отличии от остальных представленных мною мотоциклов этот не был экспериментальным, а выпускался и продавался наравне с другими мотоциклами. И это, опять же, середина-конец 60-ых. А так, технически – 250 кубов, 19 лошадиных сил, достойная максимальная скорость в 120 км/ч. Вот каждый раз указываю её и думаю: да кому она вообще нужна была что тогда, что сейчас..

Кстати, именно у этого мотоцикла была своя необычная проблема. Из-за отсутствия хорошей стали в ГДР эти мотоциклы до наших дней доходят буквально насквозь ржавыми. Проверьте сами: поищите объявление о продаже такого красавца, и просто внешне сравните с какой-нибудь "Явой" тех же лет. Разница будет очень ощутима.

5. Днепр МТ-8

-10

Это нечто большее чем дизайнерский эксперимент. Это была попытка отойти от общего облика BMW R71, с которого были, если можно так сказать, "срисованы" наши мотоциклы ИМЗ, а именно – М-72, более известный как "Урал". Как вы могли уже догадаться, его ждала не менее сложная судьба: в серию он не пошёл, потому что делать нечто настолько революционно новое... не то что бы никто не хотел – инженеры и дизайнеры жили этой мечтой, и я в этом уверен (как ещё объяснить появление настолько новых и уникальных идей в таком большом количестве?), на это просто не хотели выделять деньги. Что же касается технических характеристик – 650 кубов, 32 лошадиные силы, и вес почти 400 килограмм (с коляской, разумеется).

Тема была сложная, но интересная. И приятнее всего осознавать что не только для меня – ведь раз вы это читаете, значит, вам тоже было интересно понять и почувствовать ту эпоху с такой интересной стороны. Конечно, сейчас мы жалеем что такая красота осталась в мечтах и единичных экземплярах, простаивающих в застенках холодных НИИ. С другой стороны, имели бы они такую же ценность для нас если всё-таки были бы выпущены? Я почему-то уверен что да. А что на этот счёт думаете вы?