Илай Хершел Уоллак - голливудский актер, который специализировался на ролях разнообразных бандитов и трикстеров. В отличие от конкурентов по амплуа физические данные Уоллака не позволяли ему выглядеть внушительно на фоне героя, да и лицо у Уоллака не особенно угрожающее. Поэтому актеру приходилось выкручиваться за счет погружения в роль и личной харизмы. Как и Энтони Куин, Уоллак специализировался на исполнении ролей представителей экзотических наций: мексканцев, итальянцев, греков, а в фильме 1965-го года про Чингисхана даже исполнил роль Шаха Хорезма.
Кроме того, именно Уоллаку приписывают афоризм: "Когда хвалят критики, это как если бы палач сказал, что у вас милая шея".
10 образов Илая Уоллака
Куколка (Baby Doll), 1956, режиссер - Элиа Казан
Одной из первых голливудских ролей Уоллака стало участие в экранизации пьесы Теннеси Уильямса, поставленной одним из главных режиссеров 40-х и 50-х Элиа Казаном. Образ актеру достался колоритный - он сыграл бизнесмена-сицилийца, соблазняющего молодую жену своего конкурента по бизнесу.
Линейка (The Lineup), 1958, режиссер - Дон Сигел
Один из последних нуаров классической эры (вышел в 1958-м). Уоллак перевоплощается в психопатического гангстера, известного как "Танцор". Образ получился настолько выпуклым, что почти все 60-е актер провел, играя злодеев.
Великолепная семерка (The Magnificent Seven), 1960, режиссер - Джон Стёрджес
Не нуждающийся в представлениях фильм, в котором Уоллаку досталась роль главного антагониста, мексиканского бандита Кальвера, с целью разобраться с которым и собирается великолепная семерка ковбоев. После этого фильма Уоллака стали приглашать не только на роли злодеев, но и и вестерны.
Неприкаянные (The Misfits), 1961, режиссер - Джон Хьюстон
Этот фильм известен тем, что именно в нем последние роли в кино сыграли Кларк Гейбл и Мэрилин Монро. Но даже на их фоне Уоллак не теряется, хотя персонаж ему достался не самый выигрышный.
Хороший, плохой, злой (Il buono, il brutto, il cattivo), 1966, режиссер - Серджио Леоне
Великий вестерн Леоне, который не только переизобрел Дикий Запад, но и населил его новыми персонажами. И если герои похожие на "Блондина" Иствуда или "Ангельские глаза" Ван Клифа в вестерне появлялись и раньше, то Туко стал настоящим прорывом. К середине 60-х мексиканцы в вестернах как правило были второплановыми персонажами и глубиной проработки характера похвастаться не могли. Леоне и Уоллак эту ситуацию в корне изменили. Персонаж Туко получился гораздо более интересным и многогранным, чем плохой Ван Клифа и хороший Иствуда, сыгранные широкими мазками. А некоторые фразы стали крылатыми. "Если работаешь, чтобы жить, зачем убиваться на работе?"
Как украсть миллион (How to Steal a Million), 1966, режиссер - Уильям Уайлер
В том же 1966-м году Уоллак снимается в еще одном хите. Если "Хороший, плохой, злой" открыл новую эпоху, то "Как украсть миллион" был представителем вымирающего вида: теплой и ламповой авантюрной комедией, снятой в соответствии с законами старого Голливуда.
Золото Маккены (Mackenna's Gold), 1969, режиссер - Дж. Ли Томпсон
Еще один не нуждающийся в особых представлениях вестерн. На удивление, роль у Уоллака не только второстепенная, но и не особо злодейская.
Белый, желтый, черный (Il bianco il giallo il nero), 1975, режиссер - Серджио Корбуччи
Первую половину 70-х, как и многие другие голливудские актеры, Уоллак провел в Италии, снимаясь в спагетти-вестернах и еврокраймах. Одним из последних в фильмографии актера стал этот комедийный вестерн, пародирующий легендарный фильм Леоне. Джулианно Джемма сыграл белого, Томас Милиан - желтого (изобразил пародийного японца), а Уоллак стал черным. К счастью, обошлось без блэкфейса - "черный" всего лишь его прозвище.
Подружки (Girlfriends), 1978, режиссер - Клаудия Вайль
Симпатичная независимая трагикомедия, входящая в список любимых фильмов Стэнли Кубрика. История о двух подругах, ведущих богемный образ жизни в Нью-Йорке конца 70-х. У Илая роль не большая, но играет он раввина, и это один из редких случаев в карьере Уоллака, когда национальность актера и персонажа совпадают.
Молчаливая Флейта (Circle of Iron), 1978, режиссер - Ричард Мур
Один из самых странных фильмов о боевых искусствах, снятых в западном полушарии. Представляет собой символистское фэнтези с условными местом и временем действия, основанное на черновиках Брюса Ли с Дэвидом Кэррадайном в одной из главных ролей. Уоллак появляется в коротком эпизоде и играет человека в бочке. До "Священной горы" Ходоровского фильм не дотягивает, но суть истории аналогична.