Правление императора Валериана I в середине III века совпало с периодом свирепствования чумы. Впрочем, умер он не от нее, а ведь были и такие бедняги-императоры, а оттого, что попал в плен к врагу – этим он и прославился, став единственным императором Рима из всех, кто удостоился такой… чести. Сложилось все довольно грустно, ибо взявшие его в плен персы прилично так поглумились. Персидский царь (тот самый Шапур I) отпраздновал триумф над Валерианом, во время этого действа использовав спину императора как скамейку, чтобы взобраться на лошадь. После чего над несчастным еще долго издевались, а потом еще и убили, причем довольно жестоко.
Мнения разнятся: кто-то говорит, что он просто умер от многочисленных ранений, другие же уверяют, что все было гораздо хуже, мол, персидский царь влил ему в глотку расплавленное золото, затем приказал снять с бедняги Валериана кожу и, напихав его чучело соломой и навозом, выставил всем на обозрение… Моменты унижения императора даже были запечатлены на скальных рельефах в Иране, которые, кстати, можно увидеть и сейчас. Стоит упомянуть о сыне Валериана, Галлиене. Удивительная личность, можно сказать, просто гуру пофигизма и безразличия. Пока он официально был императором и сидел в Риме, в это же время какой-нибудь самозванец в провинции объявлял себя новым императором.
А в это время Галлиен просто… никак не реагировал на провокации. Даже когда его отца поймали, пытали и сделали из него чучело, он лишь плечами пожал. Одному самозванцу он даже ответил, мол, да без проблем, новый император так новый, будем вместе править как братья, мне не жалко. Тот немного прифигел от такой реакции, а после был все равно убит собственной женой. Иронично, что Галлиен погиб именно в тот момент, когда заскучал и решил ответить на одну из провокаций. В военном походе против очередного самозванца он был зарезан в палатке ночью, как свинья. Возможно, флегматичный Галлиен пытался объяснить подосланным убийцам, что ему глубоко пофигу, как и всегда, но, к сожалению, тем оказалось еще больше пофигу на его объяснения.
«Самозванцев» за время правления Галлиена сменилось около тридцати. Этот временной отрезок вошел в историю под названием «эпоха тридцати тиранов». Забавна тяга историков к подобным обобщениям с числами: «четыре плохих императора», «пять хороших императоров», «тридцать тиранов», «двести двадцать восемь любовников Мессалины» ну и т. д. Ну и не стоит забывать про года, когда количество императоров на месяц зашкаливало. Мы помним, что после свержения Нерона был год четырех императоров, между династиями Антонинов и Северов – год пяти императоров, ну а во время кризиса III века – год шести императоров. Из тридцати тиранов (кто-то говорит о числе 32 и 33) лишь один умер своей смертью – собственно, последний, т. к. он просто пришел и сдался, тем самым закончив эпоху самовыдвиженцев.
Также читайте на нашем канале: "Как правильно выйти из кризиса или римская империя в III веке" - "Коммод император-отморозок, сын Марка Аврелия"
Если вам понравилась статья пожалуйста ставьте пальцы вверх, подписывайтесь на канал. Это сильно поможет развитию канала. Спасибо за внимание. )