Найти тему

«Японская» генеральская квартира в доме на Карповке.

В начале 20 века на Петроградской стороне стали строить новые комфортабельные жилые дома. И Японские дипломаты потянулись снимать квартиры в новых домах Петроградки. Сначала они жили в начале Каменноостровского проспекта. Потом военные агенты и их помощники облюбовали глухие концы района - конец Гесслеровского проспекта.

Особенно японцы любили дома с грифонами и драконами. Поэтому, когда в 1913 году сняли леса с нового дома архитектора Габе и хозяина Клавдия Чубакова по адресу улица Милосердия дом 2 или Набережная реки Карповки 30 , в квартиру 21 на 4 этаже в’ехал военный агент японского посольства генерал-майор Какидзаки Томосабуро. Вместе с ним в квартире проживал и был прописан японский преподаватель академии Практического Востоковедения Фусэ Кацудзиро. С августа 1914 года Какидзаки сменил следующий полковник - военный агент Одагири Масадзуми. Он тоже стал генералом пока жил в этом доме. С января 1917 года до апреля 1918 года в квартире проживал последний военный агент: генерал-лейтенант Исидзака Дзэндзиро. Все вышеперечисленные генералы внесли немалый вклад во время интервенции на Дальнем Востоке. Когда последний военный агент Исидзака Дзэндзиро жил в этом доме на Карповке, в соседнем доме 32 , 23 октября 1917 года состоялось историческое заседание Ленина с соратниками, на котором было принято решение о подготовке к вооруженному восстанию. Вот откуда японцы знали дату вооруженного восстания! Соседние дома, личные связи...

Карповка 30 и 32
Карповка 30 и 32

В 1917 году дом на Карповке 30 был новый, дорогой и интересный. На башне- копии афинской «башни ветров» стоял самый большой каменный грифон Петербурга ( и он и атланты утрачены во время и после войны) . В марте 2020 года оставался только штырь, но в октябре 2020 года исчезла и сама башня...

-3

Я , к сожалению, не знаю сколько комнат в квартире 21, но , судя по списку квартир, она располагается на четвёртом этаже и осталась с прежней планировкой. А теперь я расскажу несколько слов про трёх японских генералов и одного журналиста, которые жили в этом доме.

Какидзаки Томосабуро
Какидзаки Томосабуро

Генерал -майор Какидзаки Томосабуро стал военным агентом в Петербурге в декабре 1912 года. В августе 1914 года был назначен командиром 11 дивизии. В августе 1917 года вышел спец.приказ, в апреле 1918 года переведён в резерв. Умер в возрасте 63 лет в 1924 году.

Кто из нас не помнит детский не очень милый стишок «Бьется в тесной печурке Лазо?» . Так вот : приказ о казни выдающегося коммуниста отдал японский генерал из квартиры 21 - Одагири Масадзуми.

Одагири Масадзуми в Петербурге в 1916 году.
Одагири Масадзуми в Петербурге в 1916 году.

Одагири Масадзуми (12.02.1886 - 07.06.1940)

Одагири был военным агентом японского посольства в Петрограде с 1914 по январь1917 года. До этого, в мае 1906 года был одним из первых японцев, появившихся во Владивостоке после русско-японской войны. Он тогда был майором, сотрудником 2-го управления Главного Штаба. С 1908 по 1910 год служил помощником военного агента в японском посольстве в Петербурге. В 1914-1917 год - была его вторая дипломатическая командировка в Россию. Он уехал в Японию раньше срока- что говорит о том, что с января 1917 года японцы стали активно готовится к интервенции на Дальнем Востоке. С 24 мая 1917 года Одагири назначили командиром 15-й бригады. С ней он в Сибирь и отправился. Он возглавлял бригаду до 28 июня - 1921 года - практически во время всей японской интервенции в Сибири. Одагири отдал приказ о казни Сергея Лазо и его товарищей....

С 1 января 1917 по апрель 1918 года в доме на Карповке поселился следующий военный агент - генерал Исидзака (Ишизака) Дзэндзиро (1871-1949) Он тоже был известным специалистом по России. По окончанию военной академии в 1900 году поступил на службу в Главный Штаб и был отправлен работать во Владивосток. После русско-японской войны с 1907 по 1909 года проживал в Одессе , работал в японском консульстве, был главой одесской резидентуры. Потом вернулся в Россию в январе 1917. Из Петрограда в апреле 1918 отправился на Дальний Восток , служил в штабе командования экспедиционными войсками во Владивостоке. С февраля 1919 по март 1921 года возглавлял службу военной разведки в Харбине. В марте 1924 года был отправлен в запас. Потом служил директором военного архива Юсюкан.

Интересно, что вместе с агентами, в квартире на Карповке был зарегистрирован и проживал учитель японского языка, в действительности, журналист газеты «Майнити» Фусэ Кацудзи.

Фусэ Кацудзи
Фусэ Кацудзи

Фусэ сделал головокружительную карьеру - он взял интервью у Ленина в Кремле и в конце жизни стал главой совета директоров газеты «Майнити». Он написал книги и про Сталина, и про Троцкого. Про него можно прочитать в моем рассказе «Интервью у Ленина в Кремле».

-7

Почему японские военные агенты поселились так далеко от посольства на Французской набережной? (Наб.Кутузова теперь) . Потому, что им не нужно было ездить на работу каждый день - только 2-3 раза в неделю на 2часа. Дом был новый , со всеми удобствами, квартира большая, и не такая дорогая, как на Сергиевской, откуда они переехали на Карповку. Да и с революционерами и прочими слоями общества встречаться было поспокойней. Интересно , что квартира мужа сестры Ленина - Елизарова располагалась рядом. Там сейчас музей - поэтому мы можем посмотреть, как жили семьёй в 7-комнатной квартире. Интересно , сколько комнат было в квартире 21 на Карповке?

Ванная комната в музее-квартире Елизарова
Ванная комната в музее-квартире Елизарова

Светлана Хруцкая