Найти тему

Андрей Зимний — праздник знахарей и целителей

Рубрика #МТЦ_о_традициях

13 декабря ( 30 ноября по старому стилю) отмечается память апостола Андрея Первозванного. На Руси знахари и целители считали день Андрея Зимнего своим праздником. Но кто же они такие, древние врачеватели?...

Безусловно, в каждом деревенском доме хранились святая вода и лечебные травы, которые применяли при болезнях. Но если подручные средства не помогали, шли к знахарям — лекарям-самоучкам, которые заменяли в деревнях врачей. Они лечили зубную боль и грыжу, лихорадку и бессонницу у детей, душевное расстройство и даже любовную тоску. Знахари читали заговоры, использовали для лечения растения и их отвары, воду, магические предметы — ножи, щепки разбитого молнией дерева. Наговаривали волшебные слова на соль, чеснок, хлеб и давали съесть больному.

Мясоедов Г. Г. «Знахарь» 1860 г.
Мясоедов Г. Г. «Знахарь» 1860 г.

Как правило, это были люди в возрасте — одинокие холостяки или пожилые вдовы. Однако их дар часто связывали с посещением потустороннего мира: знахарями люди могли стать после тяжелых травм и затяжных болезней.

Внешне знахари не отличались от простых селян, они не скрывали своего занятия. Но свои познания хранили в тайне от посторонних, заговоры чужим людям не рассказывали и читали их шепотом, поэтому часто таких лекарей называли «шептунами». Умереть, не передав умения, считалось у знахарей большим грехом. Со стороны или среди родственников они набирали последователей, которых обучали всем премудростям.

Наделяли божественными знаниями жители деревень и мастеров — в особенности гончаров и кузнецов. Ремесленники умели обрабатывать природные материалы, управляли огнем, имели представление о химических процессах. Для крестьян, которые не обладали особыми знаниями, красивая керамическая посуда из обычной глины была сродни чуду. А мастер считался носителем тайного знания, без которого его умения ничего не значили.

Плахов Л. К. «Кузница» 1845, Русский музей
Плахов Л. К. «Кузница» 1845, Русский музей

А вот плотники, печники и каменщики, по поверьям, знались с нечистью. Считалось, что рабочие, если не заплатить им по договору, могут заселить в дом чертей и хозяевам придется искать новое жилище. Этнограф Сергей Максимов отмечал, что «мастерство свое они умели довести до замечательного искусства и даже до шаловливых фокусов, которыми успевают они «морочить глаза» темных суеверных людей». А печники якобы могли сложить печь таким образом, что в шуме ветра жильцам слышался плач или стон. И суеверные хозяева вынуждены были съезжать из «проклятого дома».