Как то читала статью о Саратовской области, в которой упомянуты были местные дремучие леса, и обычай, присущий финно-угорским народам с глубокой древности, и, в этих местах, частично, до конца 19 века сохранившийся - обычай погребения на деревьях.
Тема показалась очень интересной, тем более, что лично по этим лесам ходила - так и решила подробнее ее изучить...
Более детальное ознакомление с вопросом, надо сказать, энтузиазма поубавило, ибо тематика не из самых приятных и позитивных, но - никуда не денешься - погребальный обряд - неотъемлемая часть жизни, а такие его формы, имевшие место в Центральном Поволжье, лично для меня стали открытием.
Сразу скажу - что не замахиваюсь в рамках небольшой статьи на описание всего комплекса погребальных обрядов, сохранившихся у мордвы с языческих времен - но скажу лишь о самом любопытном, на мой взгляд обычае, отголоски которого прослеживаются в местных преданиях.
Погребения на деревьях, относятся к так называемым воздушным погребениям, и, надо заметить - распространен такой способ пристраивать останки усопшего был достаточно широко географически, охватив совершенно разные регионы: Кавказ, Сибирь, Центральную Азию, Северную Америку, Дальний Восток. Отдельные народы, в перечисленных краях проживающие, по разным причинам, долго такого обычая придерживались, будоража воображения соседей и засеяв почву для многих сказок и легенд...
Как пример - можно вспомнить строки А.С. Пушкина,
...Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном...
Сюжет не был порожден богатым воображением поэта - но целиком заимствован им из народных сказок, в детстве на ночь рассказанных разносторонней Ариной Родионовной. Сохранилась изначальная запись Александра Сергеевича с такими деталями похорон усопшей царевны, как "...Братья хоронят ее в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в ее труп, и проч..."
И помимо Арины Родионовны, были рассказчики многочисленных вариантов этой и аналогичных сказок, сюжет которых описывает погребение на деревьях.
Другой пример - Великорусские сказки в записях И. А. Худякова, одна из них - под названием Падчерица, говорит о некоей изничтоженной происками недоброжелателей красавице, которая надела подаренную злодеями рубашку и упала мертвая. После чего разбойники - ее названные братья, хоронят ее в хрустальном гробу, привязанном серебряными цепями к дубу в лесу. "Подвесили гроб на дуб, прикрепили довольно крепко, чтобы ветром не снесло", детализировал события исследователю Худякову рассказчик, житель рязанской деревни Жолчино.
Среди ученых мужей бытуют разные умозаключения о происхождении обычаев подвешивать покойников на деревья.
Одни считают, что в основе лежит вера в то, что сами души умерших таким образом перевоплощаются в деревья.
Другие пытаются провести логическую цепочку от воззрения на деревья как на божества плодовитости, из которых произошли все существа, бытующего у некоторых народов. Стало быть, раз люди порождены деревьями, то и хоронить их надо среди них.
Третьи ученые склоняются к версии, что захоронение на дереве вызвано тем, что в соответствие с языческими верованиями, душа покойника принимает образ птицы и ей легче навещать свое прежнее местопребывание, если его тело помещено на дереве или специальном помосте.
Возможно, что и у мордвы какие-то из этих представлений напрямую вызвали к жизни странный обычай - точно мы этого уже не узнаем...
Но вот отголоски самого обычая - прослеживаются.
Образ Великого Дерева - и поклонение деревьям, существовали у мордвы, и были неотъемлемой частью мордовской мифологии. Дерево (Великое Дерево, Мировое дерево) было воплощением мироздания. Оно соединяло небо и землю. Оно было символом плодородия. На его ветвях собирались боги, чтобы решать важные вопросы жизни людей и вселенной. Первый человек, согласно мордовским мифам, произошел из древесного пня... Великому дереву - священному дереву, которое узнавали по пышной кроне, могучему стволу и глубоким корням, молились и приносили жертвы.
Описывая моления пензенской мордвы, исследователь Б.Т. Евсеев отмечает большое значение культа священных деревьев у мордвы еще в 19 в.
Крещеный лишь в конце 17 в., этот народ оставался в значительной степени языческим. Древний культ был так силен, что христианское духовенство было вынуждено с ним мириться и нередко строить церковь в непосредственной близости от священного дерева. Помолившись в церкви новому богу, мордва выходила и начинала молиться у какой-нибудь своей священной липы, принося ей жертвы. И православный священник вынужден был освящать эти моления у липы или ручья своих прихожан.
До сих пор, перед смертью, в некоторых деревнях, умирающие просят отвезти их в лес, чтобы попросить прощения у богов за то, что иногда без надобности ломали деревья.
Здесь надо вот что упомянуть, в тему углубляясь... Самих подвешенных к деревьям гробов в Поволжье, давно никто не видел. НО ЕСТЬ ПОДОЗРЕНИЯ, что они встречались здесь раньше. Подозрения эти, к слову - не на пустом месте родились - а из изучения во-первых, местного фольклорного наследия, а во-вторых - археологических данных. Правда, данные эти относятся к тому периоду, когда самих нынешних финно -угорских народов - мордвы и марийцев, как таковых, еще не существовало. А проживали в этих местах их предки, относящиеся к так называемой городецкой археологической культуре. Культура эта, помимо прочего интересна тем, что городищ, к ней принадлежащих, найдено десятки, а могильников - ни одного. Что ведет к закономерному выводу: в земле своих покойников представители этой культуры не хоронили...
В более поздний период - в 10 веке, арабский путешественник Ибн Фадлан, посетивший Поволжье, оставил первое письменное описание воздушного способа погребения, бытовавшего у местных народов (принято считать, что речь идет о мордве): ... Делают для него (покойного) ящик из дерева хаданга (белый тополь), кладут его внутрь него, заколачивают его над ним и кладут вместе с ним три лепешки и кружку с водой. Они ставят для него три куска дерева наподобие дышел, подвешивают его между ними и говорят: "Мы помещаем его между небом и землей, его постигнет дождь и солнце… И он остается подвешенным, пока не износит его время и не развеют ветры"...
Как фольклорный пример, можно привести известную мордовскую сказку Дуболго Пичай. Описываются там следующие леденящие душу подробности:
...Извели Дуболго Пичай невестки и велели своим мужьям, ее братьям, похоронить ее. Сделали они из какого-то негниющего дерева гроб, положили в него сестрицу свою Дуболго Пичай. Отвезли ее в какой-то большой лес, где три дороги сходятся. Подставили подставки, на них положили гроб. На подставки возле гроба поставили наполненные пшеницей лукошки...
Другой пример - народная песня Луша - Лушенька, в которой имеются такие слова, произнесенные дувушкой перед смертью - явно не по причине болезненно развитой фантазии:
...Не хороните меня, матушка, на кладбище,
Похороните меня, матушка, около большой дороги.
Около большой дороги, на старом дубе...
В целом, способов захоронения в воздухе, если опираться на местные предания, было несколько:
- размещение покойника в развилке дерева,
- подвешивание его к ветвям дерева,
- использование специальных деревянных помостов, на которых размещали останки,
- не исключается, что младенцев, в какой-то период древности, могли хоронить в дуплах деревьев, как это принято и у некоторых других народов с аналогичными обычаями.
Помимо данных археологии и фольклора - и сохранившиеся местами обычаи вполне убедительно свидетельствуют о реальности существования у мордвы воздушных захоронений.
К примеру, в 19 веке был зафиксирован учеными обряд у эрзи сел Сабаево и Давыдово в Кочкуровском районе Мордовии. Там умерших зимой или ранней весной хоронили в лесу, однако вместо традиционного погребения в землю, гробы с покойными, изготовленные из двух выдолбленных колод, крестьяне подвешивали на деревья. Подобное явление можно объяснить нежеланием селян долбить примитивными орудиями труда мерзлую почву. Когда же весной земля достаточно прогревалась, они снимали гробы с деревьев и закапывали в могилы.
Нечто подобное было отмечено и в селе Налитово Дубенского района Мордовии, а также у мокшан села Лебежайка Саратовской губернии. В последнем «зимних» покойников вообще не носили на кладбище, а зарывали по весне вместе с гробами под теми березами, на которых они висели зимой.
Однако есть упоминания очевидцев,что мертвые тела покоились на деревьях, помостах или в так называемых «домиках мертвых» до полного истлевания. Так, в деревнях Саратовской губернии, умерших зимой не хоронили в традиционные могилы, а относили на так называемую «гору плача», подвешивая там, на ветви деревьев.
У мокшан села Подгорное, Темниковского района Мордовии сохранилось предание о священных липах, росших в поле у большака, на которые в больших корзинах якобы некогда подвешивали древних стариков, которые никак не могли скончаться естественной смертью. Для помина предков к деревьям традиционно подъезжали свадебные поезда. Погребальные липы росли вплоть до начала ХХ века.
Такие вот поразительные открытия, можно сделать совершенно не пускаясь в дальние путешествия - а лишь немного внимательнее присмотревшись к тому, что имеем у себя, буквально, за порогом... Так что осторожнее в лес за грибами ходите, дорогие читатели...