Найти тему
Кирилл Кузнецов

Как правильно помогать детям из детских домов?

Оглавление

В среднем каждый ребенок в детском доме на Новый год получает 19 подарков. Если вы думаете, что это хорошо, вы ошибаетесь. Как игрушки и гаджеты мешают выпускникам детдомов социализироваться и как правильно участвовать в благотворительности, обсудили 8 декабря на круглом столе, организованном вышкинской благотворительной организацией «Открой Глаза» вместе с Центром лидерства и волонтёрства НИУ ВШЭ.

Руководители благотворительных проектов, психологи и другие специалисты рассказали, как помочь и при этом не навредить.«Мы делаем подарки для души, а не для галочки», — еще в начале встречи отметила директор Центра лидерства и волонтерства ВШЭ Татьяна Захарова. Но, оказывается, даже подарки, сделанные от всего сердца, могут обернуться злом для получателя. «Всем хочется стать немного волшебником, и нужно сделать так, чтобы магия была не черной», — говорила Ирина Воробьева, журналист «Эха Москвы» и модератор встречи.

Вот чего точно не нужно делать, чтобы не превратить новогоднее чудо в « причинение добра».Эксперты однозначно против огромных мешков с подарками, которые привозят в детские дома «от спонсоров». И проблема не только в том, что в них нет души. Это подарки неизвестным детям от незнакомых взрослых.Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»: «Такие подарки стирают границы между чужим и не чужим. Своим детям вы говорите: “Ничего не бери у незнакомых”. А вот чему мы, получается, учим детей в детских домах: “Бери все у незнакомых дядь и теть, обнимайся с ними!”  Вообще у нас в культуре не принято, что детям дарят подарки незнакомые взрослые. А детдомовец к такому привыкает, и, если незнакомые дядя или тетя начинают его обнимать или что-то дарить, он воспринимает это как норму. А уже за пределами детского дома взрослые редко делают это с хорошими намерениями. И поэтому наши подопечные чаще становятся жертвами неприятных взаимоотношений».На самом деле детдомовцы получают много подарков на Новый год — от государства, компаний-спонсоров, частных дарителей. Независимо от того, сколько стоит подарок, он травмирует психику ребенка и мешает ему социализироваться, учиться и искать работу в будущем.

Елена Альшанская: «Когда мы начинаем для ребенка из детского дома выстраивать красивую жизнь с праздниками и подарками, он испытывает позитивные эмоции, но из-за дефицита общения подсаживается на “вещевой” наркотик. То есть, даря подарки, вы растите человека, который будет очень хотеть айфон, но не будет хотеть нормальных человеческих отношений».

Руслана Яценко, психолог, специалист по работе с детьми-сиротами: «Я много работаю с выпускниками детских домов, и за это время заметила, что некоторые ребята, когда вырастают, любые отношения заменяют подарками. Они пытаются самовыражаться исключительно уровнем дохода и количеством подарков, которые они могут подарить своим сверстникам. Дети считают, что тот, кому наставники и посетители дарят подарки, крут, а тот, кому нет — лох. А если дети начинают общаться с человеком, а он потом им ничего не подарил, они находятся в недоумении. Часто им приходит в голову мысль “Надо раскрутить этого человека на подарки”. У нас действительно были проблемы, когда наставник приходил без подарка, и для ребенка это было чем-то непонятным: “Зачем мне этот человек, если он не дарит подарки?”. Требуются годы, чтобы поменять это отношение».

Если у вас возникли сомнения в добросовестности организации, которая занимается сбором, обращайтесь к экспертам, которые помогут распознать мошенников. Первые признаки мошенничества: коробки для сбора денег, отсутствие обратной связи и отчетности и недостаточно конкретные цели сбора — проверенные фонды никогда не собирают деньги на абстрактные «подарки», а всегда уточняют, что конкретно нужно.

Мила Геранина, координатор проекта «Все вместе против мошенников»: «Кто такие мошенники? Мошенником может оказаться кто угодно. Это могут быть как те, кто называет себя активистами, так и те, кто называет себя фондами, но на самом деле таковыми не являются. И еще, к сожалению, мошенниками могут быть представители детского дома — коррупцию тоже никто не отменял. Любой перевод денег напрямую без какого-то экспертного мнения — это тоже вид мошенничества. Вам не нужно разбираться, мошенник перед вами или нет — есть организации, которые занимаются помощью детским домам, к которым нужно обратиться с этим вопросом <список некоторых таких организаций дан в конце этой статьи>. Если они вам скажут, что нужны подарки, значит, это правда надо. Но самому “причинять добро” не нужно».

Забота и общение

Ребенок имеет очень высокую зависимость от взрослого, поэтому природа выработала такой механизм, как привязанность. И ребенка из детского дома от домашнего ребенка отличает то, что у детдомовца нет этих отношений привязанности, нет личного взрослого. А это основная, базовая потребность. Чем дольше у ребенка нет собственного взрослого, тем хуже развивается личность.

Наиля Новожилова, председатель правления Благотворительного фонда «Арифметика добра»: «Есть такое понятие, как “значимый взрослый”. И именно это нужно ребенку, так же, как и социальные и бытовые навыки. Это приоритетно, потому что детям не хватает постоянного значимого взрослого. Вы можете научить их, как выстраивать социальные отношения и показать им внешний мир».

Станьте другом для ребенка. Регулярно приезжайте к нему и общайтесь, показывая, что признак любви и заботы — не только подарок, но и долгие разговоры и совместно проведенное время.Важно понимать, что стать наставником для ребенка не так просто — нужно желание и готовность уделять время на эту работу. Также важно пройти специальные курсы и не бросить ребенка после двух-трех визитов. Это очень серьезная и регулярная история.

Знания

Эксперты подчеркивали, что важно смотреть на «будущее» подарка: как он повлияет на ребенка и поможет ли в будущем. Многие почему-то забывают, что дарить можно не только материальные вещи, но и жизненный опыт, деньги на оплату труда репетиторов и наставников, книги.

Елизавета Муравкина, президент благотворительного фонда «Галчонок»: «В детский дом нужны не подарки, а средства, чтобы оплатить хотя бы несколько занятий с репетитором или обучить детей каким-то базовым социальным навыкам. А каждый студент, обучающийся в вузе, получает определенную специальность, и он может, соответственно, этим навыком поделиться».

Екатерина Гришунина, руководитель проекта «Пользуясь случаем»: «Образование — один из самых доступных способов продвинуться по социальной лестнице. Именно поэтому, помогая детдомовцам стать умнее, мы заботимся о том, чтобы они в будущем могли быть полноценными и работоспособными членами общества”.

Социализация

Подарки у детей могут забрать, а впечатления, знания и опыт останутся навсегда. Поэтому эксперты советуют организовывать в детских домах мероприятия, направленные на социализацию детдомовцев, а не на развлечение.

Наталия Толоченко, руководитель направления корпоративной социальной ответственности по Московскому и Северо-Западному регионам Coca-Cola HBC России: «В этом году мы планируем провести мероприятия, которые будут организованы силами абсолютно разных ребят — с разным социальным статусом, с разными физическими и ментальными возможностями. Эти мероприятия пройдут на территории их учреждений, где они сами будут учиться создавать новогоднее настроение. Там будут учебные зоны, где дети смогут чему-то научиться. Суть в том, что дети обмениваются контактами, они учатся общаться и социализироваться».

Елена Альшанская: «Важно понять, какие у ребенка перспективы. По-хорошему, на мероприятиях нужно вытягивать из детей потенциал и убирать развлекаловку, потому что она только научит детей расслабленному потреблению. Они не будут уметь работать и думать о будущем. Поэтому нужно помогать с выбором вуза, с самоопределением. Мастер-классы и праздники — только часть коммуникации, но не основная форма. Представьте, если бы учителя нас не учили, а только показывали, как плести из бисера. Надо давать нормальные возможности, а не бесполезные навыки. Надо, чтобы ребенок вышел из детдома и у него была возможность конкурировать с вами на рынке труда».

Также эксперты против массовых мероприятий. Для ребенка из детдома сходить в кино или театр одному, а не в группе — необычный и очень приятный опыт.