В рубрике "История и историки" я буду писать о тех людях, к чьим трудам мы периодически возвращаемся, кого мы цитируем и приводим факты из их исследований. О жизненном пути одного и будет эта статья
Среди историков 19 века Николай Костомаров занимает далеко не последнее место. Труды этого поэта, археографа, историка и этнографа оказали большое влияние на развитие современников и долго ещё отражалось в последующих поколениях.
Николай родился 4 мая 1817 года в слободе Юрасовка Воронежской губернии. Его отец - бывший солдат, штурмовавший Измаил, был помещиком, однако это не помешало ему читать лекции крепостным о важности равноправия и он по словам сына:
ни во что ни ставил дворянское достоинство.
Позже он взялся учить дочку крестьянина и потом женился на ней в 1812 году. Николай был юридически незаконнорожденным, но любимый и отцом и матерью. По наставлению отца до 10 лет он воспитывался Ж.Ж. Руссо (это не знаменитый философ) при посредстве природы, французского языка и стихов Пушкина и Жуковского. Мать же воспитывала его в духе православия.
Ивана Петровича Костомарова убили и ограбили его же лакеи в 1828 году. Так как Николай являлся "имуществом" отца, то он перешёл по наследству к своим родственникам, у которых мать заботливая мать выкупила своего сына.
Позже Николая отдали в частный воронежский пансион и как он сам писал впоследствии:
Несмотря на свой тринадцатилетний возраст и шаловливость, я понимал, что не научусь в этом пансионе тому, что для меня нужно будет для поступления в университет, о котором я уже тогда думал как о первой необходимости для того, чтобы быть образованным человеком.
В 1831 году его отдали в воронежскую гимназию, где Николая сразу определили в третий класс из четырёх. В 16 лет он единственный из гимназистов сдаёт экзамены на историко-филологический факультет Харьковского университета. Но и там он не нашёл серьёзного преподавания и поэтому погрузился в античность и совершенствует языки и учит итальянский, пока на третьем курсе не познакомился с профессором Михаилом Михайловичем Луниным: отныне история становится судьбой Костомарова.
В 1837 году переболев оспой он получает кандидатскую степень, а в 1838 году и кандидатское свидетельство.
Служа юнкером в Кинбурнском драгунском полку он разобрал местный архив и подготовил к печати историю Острогожского казачьего полка с приложением основных документов, мечтая "составить историю всей слободской Украины".
Никакие преграды не могли остановить его исследования и сбить его с пути, о котором Костомаров писал так:
История сделалась для меня любимым до страсти предметом; я читал много всякого рода исторических книг, вдумывался в науку и пришёл к такому вопросу: отчего это во всех историях толкуют о выдающихся государственных деятелях, иногда о законах и учреждениях, но как будто пренебрегают жизнью народной массы? Бедный мужик, земледелец-труженик, как будто не существует для истории; отчего история не говорит о его чувствованиях, способе его радостей и печалей? <...> Но с чего начать? Конечно, с изучения своего русского народа; а так как я жил тогда в Малороссии, то то и начать с его маллорусской ветви. Эта мысль обратила меня к чтению народных памятников.
Так как Костомаров был одним из первых на поприще исследования Украинской истории, то он чуть ли не наизусть выучил басни и былины и подружился с издателем "Запорожской старины" Срезневским. Позже Костомаров овладел немецким, польским, словацким, чешским, болгарским и другими языками для доступа к сравнительному материалу.
Наиболее трудным для Николая оказалось изучение украинского языка и литературы. Позже он начал свои "этнографические экскурсии", которые он продолжал многие годы. Многие его товарищи даже украинского происхождения "поднимали на смех саму идею писать на малорусском языке" , и чем больше было этих насмешек, тем сильнее Костомаров пристращался к малорусской народности.
Впоследствии он обобщил результаты своих экскурсий и ответил на украинском языке прозой и романтическими стихами, которая основывалась на фольклорно-историческом материале.
Николай Костомаров был православным, но он не боялся публиковать правду и рассказывать о безнравственности духовенства и патриархов, которые не отличались от пап. Его диссертация "О причинах и характере унии в Западной России" отличный тому пример, кстати по доносу харьковского архиепископа министр народного просвещения приказал сжечь "подрывную" диссертацию.
Как я писал выше, никакие препятствия не могли остановить Костомарова и на этот раз весной 1843 года он подал первую на Украине историко-этнографическую диссертацию и защитил её в 1844 г., несмотря на сопротивление консервативной профессуры.
Чисто научная деятельность казалась ему недостаточной. Перебравшись в Киев, он осенью 1845 года становится одним из организаторов тайного "братства св. Кирилла и Мефодия" и пишет устав этого тайного общества. Речь шла об объединении славянских народов не ограничиваясь наукой и поэзией. Пропагандировалась также идея свободного народа без рабства и крепостного права, полнейшая свобода вероисповеданий и национальностей и отвержение иезуитского правила об освящении средств целями.
Летом 1846 года Николай Костомаров получил возможность распространять идеи братства с кафедры русской истории Киевского университета. В марте 1847 года профессору Костомарову было выдано разрешение на брак с А. Л. Крагельской. Но по доносу студента Петрова, который подслушал беседы тайного общества, на кануне венчания Николая схватили и спешно доставили в Петербург. Костомаров провёл год в Петропавловской крепости, его сочинения в одно время были запрещены к печати, а полицейский надзор был пожизненным.
Местом ссылки стал Саратов, где, как и в крепости оказались избранный люди России. Здесь Николай познакомился с Чернышевским, Пыпиным, Мордовцевым и другими. В губернском правлении Костомарова неосторожно допустили к секретным делам, в которых содержался материал по истории раскола, затем Николай посвятил много трудов на тему раскола.
После возвращения из ссылки вышло много значимых трудов среди которых: "Богдан Хмельницкий и возвращение Южной Руси к России", "Бунт Стеньки Разина", "Иван Свирговский, украинский гетман 16 века" и т.д.
В 1858 году Совет Казанского университета избрал Костомарова профессором, но министерство образования дало отказ. А вот Совет Петербургского университета смог-таки избрать Николая Ивановича Костомарова профессором в 1859 году, чему поспособствовал печатный спор между Погодиным о крепостничестве. В 1860 с тем же Погодиным Костомаров спорил по поводу приглашения князей норманнов для управления страной.
Идеи свободы народа, отсутствия предрассудков и доступность образования были приоритетами Костомарова и он отстаивал их всю свою жизнь, за которую он подружился с выдающимися людьми России. Костомаров женился на своей возлюбленной спустя 27 лет после венчания, найдя верного спутника и друга. С детства он имел слабое здоровье и в особенности глаза. Порой историк терял зрение. Лишь энтузиазм поддерживал огромную работоспособность Николая. Перед своей смертью он успел выпустить последнюю часть "Исторического значения южнорусского народного песенного творчества", подготовил материалы по монографии о Ломоносове и начав статью о Минихе, Костомаров слёг. Преодолевая слабость он попросил отнести его в выставочный зал посмотреть на картину Репина "Иван Грозный и сын его Иван". "...Не хотел умереть, не взглянувши ещё раз!" - сказал Николай Иванович художнику. 7 апреля 1885 года он скончался, оплаканный передовым российским обществом.
Пишите, что думаете о этом выдающемся учёном муже и осмелюсь попросить оценить мою статью и подписаться на канал, где уже много интересных статей. До скорого.