Найти тему
Две Войны

Единственная "Пантера" с башней танка Т-4- зачем немцы создали такой гибрид?

Оглавление

В процессе подбора материалов для публикации, наткнулся на один очень интересный фотоснимок, на котором был заснят весьма неоднозначный танк — немецкий средний танк «Pantera», на котором была установлена башня от… Pz.Kpfw. IV Ausf.H! Заинтересовала меня эта машина, и я стал искать информацию о ней. Посмотрим, что мне удалось найти про неё.

Первым делом я начал искать, откуда и куда эта машина прибыла. Выяснилось, что машина эта принадлежала командиру 653 тяжёлого батальона истребителей танков майору Рудольфу Грилленбергеру. Башня действительно ранее принадлежала танку Pz. Kpfw. IV Ausf. H.

Как и зачем?

Изначально я думал, что история банальна- в результате нехватки запчастей, немцы решили поэкспериментировать и установить башню подбитого Т-4 на базу "Пантеры". Но всё оказалось не так просто.

В поисках информации я не раз находил сведения о том, что этот гибрид двух танков, вероятно, был полностью функциональным. Однако, размеры погонов башни «четвёрки» и «Пантеры» не совпадают, примерно на 20 см. Использование переходников только ослабит механизм, а переделывать единичную башню или корпус танка — слишком дорого. Поэтому, скорее всего, башню просто-напросто приварили, создав из машины некоторое подобие эрзац- САУ. Тем более это понятно, потому что 653 батальон истребителей танков оснащался САУ Ferdinand, так что командир должен был находиться в подобной машине (по идее и логике вещей).

Модель описываемого нами танка. Немного «хромает» детализация, но в целом позволяет получить некое представление о строении танка. Фото взято: dishmodels.ru.
Модель описываемого нами танка. Немного «хромает» детализация, но в целом позволяет получить некое представление о строении танка. Фото взято: dishmodels.ru.

Так же неоднократно встречалось мнение, что раз это командирский танк то пушка на нём, как правило, установлена чисто номинально, или даже заменена на деревянный муляж, для маскировки командирской машины. Вместо неё, мол устанавливали более мощные радиостанции, а всё вооружение машины составляли 1-2 пулемёта.

В поисках истины, я наткнулся на книгу о 653 танковом батальоне истребителей танков, где автор чёрным по белому написано, что корпус танка — действительно от «Пантеры», только не боевой, а тягача (Bergepanther), который правильно бы отнести к ремонтно-эвакуационным машинам. Они предназначены для мелкого ремонта техники в полевых условиях, либо к перемещению подбитых танков, которые на месте починить нельзя. Отдельная ремарка была про башню — в книге сообщалось, что орудие всё-таки на танке было. И корпус у поздних моделей Pz. IV (H и J), также, как и «Пантеры» был покрыт циммеритом…

А это Bregepanther, ремонтно-эвакуационная машина, которую использовали для постройки эрзац-САУ. Фото в свободном доступе.
А это Bregepanther, ремонтно-эвакуационная машина, которую использовали для постройки эрзац-САУ. Фото в свободном доступе.

Модификация была выполнена штабсфельдфебелем Антоном Бруннталером, батальонным техником. Учитывая, что орудие было боевым (судя по книге), есть большая вероятность того, что машина всё-таки применялась в бою, а радиостанция, по-видимому, была стандартной FuG-5. Известно, что к августу 1944 года, в 653 батальоне тяжёлых истребителей танков осталось всего три боевых машины «Ferdinand». И именно поэтому мы можем смело предположить, что наш «гибрид» погиб в бою.

А теперь попробуем разобрать, чем же машина могла быть полезной, и как далеко бы зашло немецкое танкостроение, стань эта машина серийной.

Реальные достоинства и недостатки машины

  • Итак, первое что бросается в глаза при взгляде на эту машину — это заниженный корпус. Не настолько, как у штурмовых самоходок, но и не как у полноразмерных танков. Соответственно, в него несколько тяжелее попасть, особенно на ходу.
  • Второе, что можно предположить — большую маневренность, в отличие от штатных «Фердинандов». У нашего «гибрида» меньше вес, больше удельной мощности, соответственно скорость и маневренность выше. Плюс ко всему, меньше удельное давление на гусеницы, значит, машина меньше вязла в грязи — примерно 46-47 тонн, против 65 у Фердинанда.
  • Третье — у машины был хуже боковой обзор, для осмотра боков требовалось использовать командирскую башенку. Смотровые щели в бортах башни были закрыты бронещитками, которые худо-бедно, но выполняли свою функцию. Но в целом, броня башни у Pz. IV была фактически вдвое тоньше, чем у «Пантеры».
САУ Ferdinand, тяжёлый истребитель танков. Фото в свободном доступе
САУ Ferdinand, тяжёлый истребитель танков. Фото в свободном доступе
  • Четвёртое — стрелять она всё-таки могла, даже с учётом того, что башня была приварена к корпусу и каждый выстрел, в теории, мог обеспечивать нарушение сварного шва. Но это всё гасилось откатным устройством, которым была снабжена пушка 7.5 cm Kampfwagenkanone 40 L/48.
  • Пятое — пробивающей способности снарядов было достаточно в период 1943-1944 годов для борьбы с танками противника, что вкупе с невозможностью массового производства танков «Пантера», обеспечило Pz.IV нахождение в составе танковых войск до конца 1944 года. В те годы, снаряды этой пушки вполне ещё могли «справляться» с Т-34, Т-34-85, самоходками, или, при подходящей ситуации, могли даже помогать в борьбе с тяжёлыми танками противника. Отдельные Pz.IV в модификациях H и J «дожили» до конца войны. Да и два штатных и один опциональный пулемёт представляли собой неслабую противопехотную силу.

Насколько этот гибрид был боеспособен?

Сложно сказать, насколько эффективными были действия такой эрзац-САУ, глядя на действия всего батальона. Но в целом, батальон действовал довольно успешно - только за первые 18 дней, на его счёт можно смело записать до 120 машин противника.

Но, откровенно говоря, эти цифры для немецкого командования омрачаются небоевыми потерями — перегруженные шасси Фердинандов вызывали постоянные поломки, соответственно, непосредственно в боевых действиях потери новых моделей были сравнительно небольшими. Основной урон приносили поломки ходовой части и трансмиссии танков, а также действия советской противотанковой артиллерии.

Сказать, где и когда был потерян данный танк (или САУ) — невозможно, ввиду того что его фактически не было ни в одном из штатных списков танковых дивизий Вермахта. Но в целом, такие «самоделки», будь они в массовом производстве, могли бы серьёзно осложнить ход войны — взять хотя бы те же самые Hetzer, которые брали противников хитростью, скоростью, а нередко и количеством.

О том, как сражалась гигантская САУ Вермахта, "Ягдтигр", можно читать здесь

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !Подписывайтесь на канал "Две войны " в телеграм

А теперь вопрос читателям:

Как Вы думаете, был ли такой проект боеспособным, и возможно ли поставить такое производство "на поток"?