Когда мы говорим черный квадрат мы подразумеваем Казимира Малевича, даже если речь идет о совершенно другом квадрате, невольно вспоминается именно тот. Он - как имя нарицательное. Это не единственная картина, глядя на которую невольно хочется вскрикнуть: ну и что тут гениального?! да моя 4х летняя дочь тоже сумеет нарисовать такой шедевр! Но немногие знают, что за квадратом стоит большой теоретический труд, целая концепция, многолетний путь автора к квадрату.
Черный квадрат был открытием, положил начало супрематизму - направлению придуманному самим Малевичем, дальше были другие картины. Апофеозом стала картина "Белый квадрат на белом фоне". Мало кто знает эту картину. Но Малевич именно ее считал кульминацией своего творческого поиска. Так что же скрывается за этими квадратами? Что хотел сказать автор?
Начать стоит с того, что направление авангарда, к которому и принадлежит "Черный квадрат", как и многие другие, зародилось в Европе. В России живопись именно этого направления обогнала европейскую, задержалась и копнула глубже. Понятие Русский авангард это не столько собрание направлений живописи: кубизм, футуризм, лучизм... а скорее личная мотивация автора, отношение к искусству, видение каждого представителя как правильно и что такое настоящее искусство. Поиски себя, своего направления обусловлены динамичностью времени в глобальном смысле, но под влиянием исконо русского. Иконы, народное творчество, примитивные формы, личная самобытность. Имя Казимира Малевича внесло огромный вклад в развитие Русского авангарда и сделало его знаменитым на весь мир.
Малевич считал, что живопись должна быть беспредметной. Человеческое творчество, воображение он противопоставляет понятной форме природы. Не подражать и копировать, а творить нечто новое. Черный квадрат не имеет сюжета, впечатлений. Геометрическая фигура, однотонного, простого цвета на белом фоне. Где нет перспективы, нет предметов, которые могут вызвать ассоциации и позволить "додумать картину".
Основное значение квадрата заключается в том, что он изменил правила игры. Он стал отправной точкой для многих последующих деятелей искусства, которые продолжили искать ответы на вопросы: что такое искусство? обязательно ли искусство должно иметь отношение к красоте? должно ли искусство быть понятным всем с первого взгляда или должно нести идею, которую смогут понять далеко не все? искусство должно быть сложным или простым? академическим или доступным? Для многих "Черный квадрат" сам по себе является ответом и в этом его ценность, уникальность и гениальность.