Найти тему
Гаврилины сказы

ШАМАНЫ, СЕЙДЫ, МЕРТВЕЦЫ

У саамов, живущих издревле среди тундр и горных массивов Кольского полуострова, в самом недавнем времени бытовали весьма архаичные верования (а в некоторых глухих уголках этого заполярного края они живы и по сей день). Так, вплоть до ХХ века и начала победного шествия по планете научно - технического прогресса, саамы предпочитали обращаться с проблемами самого различного свойства к местным шаманам - нойдам.

Сатана овладевает камлающим нойдой. Рисунок из шведской книги 19 в.
Сатана овладевает камлающим нойдой. Рисунок из шведской книги 19 в.

 Иоганн Шеффер в своей книге "Лаппония" в 1673 году сообщал, что среди лопарей (другое название саамов) гуляет "шаманская болезнь" - загадочный зов из иных сфер, обращающий юных на сатанинскую дорожку служения духам. 

Шаманские атрибуты. Рисунок из европейской книги 19 в.
Шаманские атрибуты. Рисунок из европейской книги 19 в.

 Шаман по мысли саамов должен был уметь следующее: разыскивать пропавшие или украденные вещи, повелевать погодой, насылая ветра или штиль, лечить телесную и душевную немощь, передвигаться с закрытыми глазами по пересечённой местности, чтобы отыскивать пропавших во время пурги людей. 

Саам у вежи. Фото кон. 19 в
Саам у вежи. Фото кон. 19 в

 Шаманы делились на добрых и злых. Злой нойда после смерти мог превратиться в равка - кольский вариант вурдалака. Рассказывали такую историю: помер нойда Риз с Нотозера, славившийся злобным и сварливым нравом. Никто из соседей не решился его похоронить, и на это дело вызвался молодой шаман, ещё не в полной мере овладевший магическими премудростями. Он запряг оленей в сани, положил мертвеца в гроб, и направил упряжку к кладбищу. По дороге, в полночь, мёртвый нойда вдруг сел в гробу. Молодой шаман погрозил ему ножом, и покойник улёгся обратно, однако зубы его стали железными. 

Камлание
Камлание

 Нойда в страхе забрался на дерево, а обратившийся в равка умерший колдун принялся своими железными зубами грызть это дерево, и только рассвет разрушил зловещие чары. Молодой шаман спустился с дерева и довёз-таки покойника до кладбища. Но в процессе похорон допустил досадную ошибку - вместо того, чтобы уложить мертвеца лицом вниз, дабы равк не нашёл выхода из могилы, молодой нойда положил его как обычного покойника. С той поры вурдалак повадился вылезать из своего захоронения, и беспокоить честной народ: кого сожрёт, а кого напугает до чёртиков.

 Раз проходили мимо парни, и один из них сказал: "Был большой нойда, да тут и лёг".

Вдруг земля зашевелилась, и мертвец восстал из могилы, чтобы выпить у парней кровь. Насилу те спаслись, на лодке переплыв Тулому-реку. Ведь выходец с того света по повериям не может войти в текущую воду.

 Угомонил неспокойного вурдалака старый нойда Ломпсоло с берегов Сейдозера. Он указал местным саамам, что надо вырыть мертвеца, воткнуть ему между лопаток железную спицу, а затем сжечь проклятый прах, что и было тотчас сделано.

 Бывало, что умершие нойды обращались в волшебные камни - могущественные сейды. Такой камень принято было кормить кровью и жиром животных, тогда он давал удачу на охоте и богатство в дом. Тем же, кто относился к сейдам непочтительно, они приносили разные неприятности.

Долина сейдов. Кольский полуостров. Лето 2018 г. Фото автора.
Долина сейдов. Кольский полуостров. Лето 2018 г. Фото автора.

 Во время первого моего путешествия по Кольскому, я позволил себе весьма скептически отнестись к подобным верованиям. И что вы думаете? Утопил свою машину в реке, насилу выбрался из этих диких мест. Виновата ли в том моя глупость, или тут дело в страшной мести древних камней - вопрос дискуссионный. Однако, факт остаётся фактом: не буди лихо, пока спит тихо.