У саамов, живущих издревле среди тундр и горных массивов Кольского полуострова, в самом недавнем времени бытовали весьма архаичные верования (а в некоторых глухих уголках этого заполярного края они живы и по сей день). Так, вплоть до ХХ века и начала победного шествия по планете научно - технического прогресса, саамы предпочитали обращаться с проблемами самого различного свойства к местным шаманам - нойдам.
Иоганн Шеффер в своей книге "Лаппония" в 1673 году сообщал, что среди лопарей (другое название саамов) гуляет "шаманская болезнь" - загадочный зов из иных сфер, обращающий юных на сатанинскую дорожку служения духам.
Шаман по мысли саамов должен был уметь следующее: разыскивать пропавшие или украденные вещи, повелевать погодой, насылая ветра или штиль, лечить телесную и душевную немощь, передвигаться с закрытыми глазами по пересечённой местности, чтобы отыскивать пропавших во время пурги людей.
Шаманы делились на добрых и злых. Злой нойда после смерти мог превратиться в равка - кольский вариант вурдалака. Рассказывали такую историю: помер нойда Риз с Нотозера, славившийся злобным и сварливым нравом. Никто из соседей не решился его похоронить, и на это дело вызвался молодой шаман, ещё не в полной мере овладевший магическими премудростями. Он запряг оленей в сани, положил мертвеца в гроб, и направил упряжку к кладбищу. По дороге, в полночь, мёртвый нойда вдруг сел в гробу. Молодой шаман погрозил ему ножом, и покойник улёгся обратно, однако зубы его стали железными.
Нойда в страхе забрался на дерево, а обратившийся в равка умерший колдун принялся своими железными зубами грызть это дерево, и только рассвет разрушил зловещие чары. Молодой шаман спустился с дерева и довёз-таки покойника до кладбища. Но в процессе похорон допустил досадную ошибку - вместо того, чтобы уложить мертвеца лицом вниз, дабы равк не нашёл выхода из могилы, молодой нойда положил его как обычного покойника. С той поры вурдалак повадился вылезать из своего захоронения, и беспокоить честной народ: кого сожрёт, а кого напугает до чёртиков.
Раз проходили мимо парни, и один из них сказал: "Был большой нойда, да тут и лёг".
Вдруг земля зашевелилась, и мертвец восстал из могилы, чтобы выпить у парней кровь. Насилу те спаслись, на лодке переплыв Тулому-реку. Ведь выходец с того света по повериям не может войти в текущую воду.
Угомонил неспокойного вурдалака старый нойда Ломпсоло с берегов Сейдозера. Он указал местным саамам, что надо вырыть мертвеца, воткнуть ему между лопаток железную спицу, а затем сжечь проклятый прах, что и было тотчас сделано.
Бывало, что умершие нойды обращались в волшебные камни - могущественные сейды. Такой камень принято было кормить кровью и жиром животных, тогда он давал удачу на охоте и богатство в дом. Тем же, кто относился к сейдам непочтительно, они приносили разные неприятности.
Во время первого моего путешествия по Кольскому, я позволил себе весьма скептически отнестись к подобным верованиям. И что вы думаете? Утопил свою машину в реке, насилу выбрался из этих диких мест. Виновата ли в том моя глупость, или тут дело в страшной мести древних камней - вопрос дискуссионный. Однако, факт остаётся фактом: не буди лихо, пока спит тихо.