4 декабря 2020 года на улице с неблагозвучным названием Коммунальная города Балабаново состоялся торжественный митинг, посвящённый открытию сквера Памяти 5-ой Фрунзенской дивизии народного ополчения , бойцы которого защищали и освобождали Боровский район, в т.ч. посёлок Балабаново в 1941 году.
Многие из них не вернулись домой и покоятся на нашей земле.
На мероприятии присутствовали гости из Москвы — делегация Московского государственного лингвистического университета (ранее Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. М. Тореза, Метростроевская улица, дом 38). Именно на базе данного образовательного учреждения в 1941 году была сформирована 5-я Фрунзенская дивизия народного ополчения.
Дивизия формировалась в начале июля 1941 года из числа добровольцев — жителей и трудящихся Фрунзенского района Москвы и Краснохолмского района Калининской области (ныне Тверская). Костяк дивизии составляли рабочие, инженеры, служащие с заводов «Каучук», «Электросвет», шелкоотделочной фабрики имени Свердлова и шелкоткацкого комбината «Красная Роза», Наркомстроя, Управления строительства Дворца Советов, и других различных организаций и предприятий. Большой отряд составляли преподаватели и студенты Московского государственного педагогического института имени Ленина, Московского государственного педагогического института иностранных языков, 1-го и 2-го Московских государственных медицинских институтов, Института тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова, Института инженеров общественного питания, нескольких техникумов. В первый день призыва по Фрунзенскому району было подано свыше 4500 заявлений. Кстати, одним из добровольцев оказался гениальный скульптор Евгений Вучетич.
Первым командиром дивизии был назначен участник Гражданской войны генерал-майор Иван Андреевич Пресняков.
В середине июля 1941 года 5-я ополченческая дивизия генерала Преснякова была включена в состав 33-й армии и до начала Московской битвы занималась, в основном, строительством оборонительных сооружений Можайской оборонительной линии и Ржевско-Вяземского оборонительного рубежа.
В конце сентября 1941 года 113-я стрелковая дивизия, оставаясь в Резервном фронте, была включена в состав 43-й армии генерал-майора Собенникова Петра Петровича.
Дивизия заняла оборонительную полосу армии по реке Шуица и Снопоть в районе Спас-Деменска.
2 октября 1941 года 113-я дивизия оказалась в центре немецкого удара «Тайфун».
Создав подавляющее преимущество на узких участках, противник прорвал фронт нашей обороны. Части Красной армии отчаянно сражались. После нескольких дней боёв штабы Резервного и Западного фронтов потеряли связь со штабами своих армий, управление войсками нарушилось. 4 октября фашистские войска заняли Спас-Деменск и вышли в тыл советским войскам.
К 7 октября немецкие танковые клинья замкнули кольцо окружения наших сил под Вязьмой.
Вот как те октябрьские дни описывает замкомандира по политчасти полковой комиссар Шевченко:
В ночь со 2 на 3 октября части дивизии вступили в бой с перешедшим в наступление противником. Наиболее ожесточенно разгорелся бой на участке одного полка. Добровольцы- ополченцы впервые померялись силами с пехотой противника и отбили у него д. Семерево (д. Семирево).
9 октября 1941 года дивизия выдержала шестичасовой бой в районе станции и деревни Чепляевка (станция и село Чипляево Спас-Деменского района Калужской области). Заняв деревню Чепляевка группа бойцов с нач. штаба дивизии полковником Самойловым уничтожила свыше 30 машин противника, сожгла казармы, сожгла склад с горючим. На другом участке боя был уничтожен немецкий танк с экипажем, захвачено 14 человек пленных, расстрелянных к концу боя комендантским взводом штаба дивизии.
Примером упорных оборонительных боев может служить бой одного из дивизионов нашего артполка во в главе с капитаном т. Ершовым в районе села Н. Александровское. Дивизион уничтожил в бою до десятка немецких танков и организованно отошел на новый боевой рубеж.
Только 972-й артиллерийский полк 113-й дивизии которым командовал майор М. Е. Агапов за три дня боев с 2 по 5 октября в районе Ново-Александровское уничтожил 48 танков противника. (Наградной лист на командира полка).
Последствия Вяземского котла для 113 стрелковой дивизии оказались тяжелейшими. Погиб или попал в плен практически весь командный, политический и штабной состав дивизии.
Командир дивизии генерал-майор Пресняков Иван Андреевич был пленен 16 октября. Первоначально содержался в лагере для военнопленных в польском городе Замосць, а затем в Офлаге 336 Калвария (Литва). Находясь в плену проявил стойкость и мужество.
В этот же день под Спас-Деменском попал в плен начальник штаба дивизии полковник Самойлов Андрей Сергеевич. Освобожден из офлага XIII D (62) в 1945 г.
В Калварии генералы Пресняков и полковник Самойлов организовали и возглавили руководящие ядро по антифашистской деятельности. Сюда входили также майор Чернов, полковник Прудников, майор Малышев, подполковник Северюхин, Тазетдинов.
Военком дивизии бригадный комиссар Александр Никитич Антропов вместе со штабом дивизии попал в окружение. Был ранен и захвачен в плен в октябре 1941 г. в районе ст. Баскаковка (Смоленская обл.). Погиб в плену.
За подготовку побега заключённых Пресняков И.А. был переведён сначала в лагерь Хаммельбург, а затем в Флюсенбург. Там сразу же до прибытии 5 января 1943 года ночью, Преснякова, генерал-майора танковых войск, Героя Советского Союза Шепетова и десятерых политработников вызвали в комендатуру и под предлогом отправки в другой лагерь, вывезли за пределы зоны и расстреляли. Тела их сожгли в крематории.
О том как геройски себя вел в плену Иван Андреевич Пресняков рассказано в документальной повести бывшего военнопленного Офлага 336 Калвария Сагита Абдулловича Тазетдинова «От смерти к жизни».
Части и подразделения 113-й дивизии, как и остальные советские части оказавшиеся в Вяземском котле и рассеченные на отдельные группы, продолжали сражаться. Именно это геройское сопротивление в полном окружении наших солдат и офицеров не позволило вермахту сходу продолжить дальнейшее наступление на Москву всеми своими силами.
Потери 113-й дивизии за несколько дней боев были огромны. После тех боёв в составе 113-й дивизии из первоначальных 11,5 тысяч осталось порядка 2 тысяч человек, и она оказалась в окружении. При выходе из окружения в дивизии осталось не более 300—350 человек, которые отдельными подразделениям и разрозненными группами прорвались с боями и отошли вдоль Варшавского шоссе на северо-восток.
После выхода из «вяземского котла» 113-я стрелковая дивизия не была расформирована, а доукомплектована и в составе 43-й, а затем 33-й армий воевала под Боровском и Наро-Фоминском до 6 января 1942 года.
Музей 5 дивизии народного ополчения открыт в лицее №1535 в Хамовниках где собраны десятки редких документов, живых фотографий и достоверные экспонаты по героической истории и боевому пути 5-й дивизии народного ополчения и второго формирования 113-й Нижнеднепровской Краснознамённой стрелковой дивизии. В годы войны в дивизии было воспитано 15 Героев Советского Союза. Из числа московских ополченцев и воинов 113-й стрелковой дивизии выросли в военные годы семь генералов Советской Армии.