Гибель Хиросимы и Нагасаки в результате атомной бомбежки в августе 1945 года завершила 4-летнее противостоянии США и Японии на Тихом океане. Однако сейчас я предлагаю поговорить о том, что случилось зимой 1944.
В декабре этого года японские войска обосновались на Филиппинах. Туда же направлялся и 3-й американский флот, дабы под командованием адмирала Хэлси поставить жирную точку в сложившейся ситуации.
Американцы готовились к высадке десанта и были чертовски уверены в своем успехе, потому что на этот раз “сказать” противнику было нечего. Как оказалось позже, радость оказалась преждевременной.
Видя, что дело близится к печальному исходу, японский Кабинет Министров обратился к своему народу с просьбой помешать атаке США. И японцы откликнулись.
100 миллионов человек слились в единой молитве, призывая богиню Солнца Аматэрасу обрушить на врага священный ветер Камикадзе. Американцы над сообщениями своей разведки посмеялись. И отправились дальше.
17-18 декабря 1944 года, находясь в 300 милях от о. Лусон (это Филиппины), флот адмирала Хэлси угодил прямо в смертельные объятия “Кобры”. Случилось это во время заправки кораблей топливом.
Маневрируя в ожидании танкеров-заправщиков, они испытывали бортовую качку до 75°. И это при постоянном ветровом крене (скорость ветра достигала 160 узлов, т. е. почти 300 км/ч, а высота волн превышала 20 метров). Находящиеся на палубах авианосцев самолеты просто срывало с мест и сметало в океан.
В начале исполинского шторма флагманский корабль еще пытался сохранить управление остальными, но стихия оказалась сильнее. Флот адмирала Хэлси рассеялся. Кораблям предстояло бороться за свои жизни самостоятельно.
Из-за постоянного крена вода начала поступать в корабельные помещения, закорачивая распределительные щиты и электромеханизмы. Начались пожары, вышли из строя освещение и локация. Личный состав кораблей ударился в панику.
Один за другим перевернулись на бок и затонули три эсминца: “Спенс” (Водоизмещением 2 тыс. тонн. Пал жертвой 30-ти метровой волны и унес с собой весь экипаж), “Халл” (Водоизмещение 1,5 тыс. тонн. Забрал с собой 149 человек) и его брат-близнец “Монохан”. Последний ушел на дно с большей частью личного состава.
Итогом встречи человека и природы стали огромные потери. Ураган “Кобра” унес жизни 800 человек, еще 80 были ранены. 28 кораблей получили повреждения легкой и серьезной степени. А на дне океана оказались 146 самолетов.
Не знаю, было ли это божественной волей Аматэрасу, но 3-й американский флот был повержен стихией. И то, что от него осталось, отправилось прочь от Лусона. Зализывать раны и делать выводы.
P. S. Но не бывает худа без добра. В июне 1945 года на острове Гуам в Тихом океане был создан первый центр по изучению ураганов. Именно отсюда начались полеты самолетов, оснащенных метеорологическими приборами. Это были старые бомбардировщики В-17, прозванные впоследствии “Охотниками за ураганами”.