Реформ-Проект №4. Предложение: создать специальную прокуратуру для экспертной оценки законопроектов, законов и властных решений с целью предотвращения манипуляции населения.
(отрывок из книги «Консервативные Тетради»)
Исходим из доказанного факта – людьми можно манипулировать. Вот примеры манипуляции, типичные для постсоветского пространства.
- Только в отсталых странах обмен валюты ограничен
(В Китае ограничен, хотя это не отсталая страна). - Наши люди плохо образованы и нам надо перенимать западную систему образования
(СССР запустил первый спутник). - Чиновники такие же граждане, как и все остальные, поэтому вправе иметь недвижимость и счета за границей
(В США чиновник теряет работу лишь за контакты с русским послом).
Всякий раз, когда происходит очередная необдуманная инновация, общество в большинстве случаев бессильно перед инноваторами. Как правило, есть некие лоббисты, которые в тишине провели базовую подготовку и публично озвучивают предложения, когда их предложения готовы и у противников физически не хватает времени для подготовки отпора. Наша партийная система слабая и не дает инструмент противодействия.
Вспомните пример монетизации социальных льгот. Нашлись некие умники, которые протолкнули эту совершенно глупую и плохо продуманную идею. Только массовые протесты сломали тот бред. Вместе с тем, подобных примеров множество, а устройство манифестаций в каждом таком случае невозможно.
Под специальной прокуратурой я понимаю отдельную службу в прокуратуре. Для начала предлагается разместить службу в Санкт-Петербурге. Любой гражданин, любая коммерческая или политическая организация могут обратиться с запросом службу организовать экспертную оценку любому законопроекту, действующему закону или принятому властному решению. Дополнительно, должна быть возможность подачи запросов через систему электронных госуслуг. Кроме того, должна быть возможность подачи коллективных запросов.
При поступлении запроса прокуратура назначает исследование, привлекает экспертов и формирует ответ в виде своего решения (постановления). Важно, что работа всех экспертов оплачивается за государственный счет. В этом и состоит польза этого общественного инструмента. И сейчас можно организовать инициативу, собрать деньги и провести экспертизу. Такой путь возможен, но крайне неэффективен.
Думаю, надо ограничить спектр решений, которые может принимать специальная прокуратура. Пока у нас нет опыта такой нестандартной прокуратуры, поэтому чтобы не плодить хаос, стоит свести к двум решениям:
- прокуратура не видит отклонений;
- прокуратура выражает сомнение в данном законопроекте (законе, решении).
Соответственно, специальная прокуратура не может инициировать отмену закона или властного решения, не может возбуждать уголовные дела. Тем не менее, у противников законопроекта (закона или решения) появляется сильный аргумент. Этот довод можно использовать различными способами, предусмотренными нашими законами. Например, выступить политически против законодательной инициативы. При появлении подозрений на преступление можно обратиться с соответствующим заявлением в полицию или следственные органы.
Если опыт работы специальной прокуратуры окажется полезным, то можно расширить ее функции на вопросы коррупции. В настоящее время гражданин может обратиться с заявлением о коррупции при наличии явных фактов. К примеру, прошел тендер на закупку. Только при наличии явно документированного факта можно писать заявления. Скажем, есть видеозапись сговора. После расширения функционала можно будет обратиться в специальную прокуратуру только на основе предположения о коррупции. Скажем, цены занижены. Прокуратура также рассматривает и выдает заключение об отсутствии подозрения на коррупцию или о подозрении о коррупции.
С таким заявлением уже можно обращаться в исполнительный орган с предложением о пересмотре. Кроме того, можно принять уточнение о праве традиционной прокуратуры возбуждать уголовные дела по заявлениям с приложением заключения специальной прокуратуры.
Можно предоставить народной прокуратуре право процессуальной инициативы. Например, народная прокуратура может выступать с предложением о введении моратория на действие закона или исполнительного решения.
Дополнительный комментарий
1. Имеет смысл объединить все три спецпрокуратуры в единый орган с названием «Контрольная палата». Есть некая аналогия со Счетной Палатой, но в Контрольной Палате будет больше прокурорских компонент и больше высоко экспертных функций.
2. Почему подобный орган называется прокуратурой? В настоящее время существуют разные виды расследований. Я бы свел весь спектр расследований к двум видам: журналистское расследование и судебное. Журналистское расследование может копать глубоко, но без гарантии надежности и без ответственности за ошибку. К журналистскому анализу близок анализ политической партии. Судебное расследование – и прокурорское, в том числе, – проводится по жестким процедурам, может не давать сенсационных результатов, но содержит высокую степень надежности. Название «Народная прокуратура» подразумевает именно высокую ответственность за оценку вследствие применения прокурорского инструментария.
3. Неким аналогом народной прокуратуры являются народные трибуны в Республике Древнего Рима. Как известно, граждане Рима были неравноправны. Патриции избирали Сенат, а плебеи трибунов и иные выборные институты. Высшую силу имело решение Сената, как у нас решение Государственной Думы. Вместе с тем, народный трибун мог наложить вето на решение Сената. Возникал определенный баланс между частями Римского народа. В отличие от трибунов народная прокуратура не обладает правом накладывать вето на решение Государственной Думы, но может давать оценки.
Из указанной аналогии вытекает еще одно название для народной прокуратуры: «Народный трибунал»