Найти тему

Царь-проекты: 26, атомолёт Ту-119

Второе, что вижу возможным предложить читателю здесь, то есть кому угодно, это главы из моей книги "Царь-проекты", доступной к чтению и скачиванию в виде pdf файла тут.

Царь-проектом называю проект, имеющий большинство из следующих признаков:

1) обычно технический, зачастую до сих пор поражающий параметрами; 2) кратно большими современных ему аналогов; 3) до какой-то степени реализованный на практике, вместо как чисто умозрительный; 4) реализованный по распоряжению самого высокого руководства; 5) принесший, между тем, практические результаты близкие к нулю или нулевые; 6) и бывший способным принести только такие.

На мой взгляд, отношение к Царь-проектам это один из водоразделов между достаточно взрослым психологически человеком, находящимся по сторону разума, и находящимся по сторону эмоций подростком психологически. Основные области моих интересов находятся за пределами возможностей второго.

Предыдущая часть.

Атомолёт Ту-119

Год создания 1961й

Длина 46 м

Масса 145 т

Вес реактора 35 т

Мощность двигателей 4х11 т

Дальность полёта произвольная

Рис. 26. Атомолёт Ту-119.
Рис. 26. Атомолёт Ту-119.

Второй на планете проект атомолёта, самолёта с атомным реактором на борту и питаемыми от него двумя двигателями из четырех, достаточными для полёта на крейсерском режиме.

Точнее, они были частью внешнего контура реактора.

То есть, прилично радиоактивный жидкий натрий на температуре кипятка крутил двигатели, одновременно охлаждался, затем охлаждал внутренний контур реактора, на порядок более радиоактивный, поскольку контачивший уже прямо с урановой сборкой.

По большому счёту — нагреваемый атомной энергией паролёт.

При максимальной продолжительности полёта взятого за основу проекта обычного бомбардировщика менее суток, Ту-119 мог летать месяц, до исчерпания сухпайка и годовой нормы облучения пилотов.

Проект дошёл до полётов на обычных внешних двигателях, с полноценным реактором на холостом ходу.

В планах, поскольку по таким барражирующим по случайным маршрутам бомбардировщикам было бы очень сложно попасть, они обеспечивали гарантированный ответный удар.

Поскольку реактор можно сделать и мощнее обычного двигателя, они могли нести тяжёлые бомбы большого размера, выступающие за внешние обводы машины.

Проект остановили по следующим причинам.

Во-первых, при тогдашней частоте падения самолётов за год катастроф набиралось бы на одну маленькую атомную бомбардировку.

Даже без учёта термоядерных бомб на бортах. А падение с реактором и с бомбой могло бы привести и к взрыву такой.

Притом, поскольку авиационные происшествия происходят в основном на взлёте и посадке, приходилось бы заново строить целые авиабазы в каком угодно случае.

Во-вторых, появились межконтинентальные баллистические ракеты, относительно безопасно вставшие на дежурства в шахтах.

И атомные подводные лодки с такими ракетами, которые, кстати, и тонули, и с радиоактивным заражением местности, но подводной, мало мешавшим наземной инфраструктуре.

В-третьих, чем дальше, тем яснее становилось, что атомная война, если бы произошла, кумулятивной волной смела бы все самолёты.

Следующая часть.