Императрица Елизавета Петровна сразу после рождения забрала к себе на воспитание наследника престола Павла Петровича. Великая княгиня Екатерина Алексеевна не имела возможности воспитывать своего собственного ребенка, но спустя годы она отыгралась на внуках.
Цесаревичей Александра и Константина Екатерина II воспитывала лично. Она считала, что няньки, кормилицы и гувернантки испортили ее сына цесаревича Павла своим чрезмерным вниманием. Из-за этого мальчик вырос излишне болезненным и слабым.
«У сына моего плохое здоровье и негодная душа, то последствия дурного воспитания. С внуками моими будет иначе»
В 1784 году императрица лично написала трактат в котором описала принципы воспитания юных цесаревичей. Главными пунктам были строгость, дисциплина и свобода действий. Бабушка стремилась вырастить своих внуков самостоятельными, инициативными, любознательными и здоровыми.
«Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать»
Первые два сына Павла Петровича в равной степени носили титулы цесаревичей. Екатерина Великая собралась Александра сделать императором Российской империи, а Константина - Византии. Помимо основных занятий у младший мальчик был вынужден дополнительно изучать греческий язык, историю и культуру, а так же его вскармливанием занималась гречанки и часто для него лично готовили национальную пищу.
Оба внука пользовались безраздельным расположением своей бабушки. Они могли посещать ее рабочий кабинет, приносить туда игрушки, брать книги и даже принимать участие в обсуждении некоторых государственных вопросов. Часто Екатерина Алексеевна откладывала все свои занятия и садилась с детьми на ковер, чтобы поиграть. Кроме того, она лично составила для них азбуку, которая так и называлась "Бабушкина азбука".
«Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их»
Принимая во внимание слабое здоровье своего сына императрица стремилась воспитать внуков физически развитыми, здоровыми и сильными. По ее указу в комнатах цесаревичей всегда поддерживали температуру не выше 18 градусов, по утрам готовили для них холодные ванны и обливания. Кроме того, мальчики спали на жестких кроватях и укрывались тонкими одеялами, одежду носили свободную и не сковывающую движений, могли босиком бегать к пруду и купаться в нем.
«Едой не пичкать, за столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве «перекуса» между приёмами пищи давать только чёрный хлеб»
Екатерина II категорически запрещала применять физические наказания к внукам. Нарушение дисциплины каралось отлучением от учебного процесса. Александр и Константин понимали насколько важно для них получение достойного образования и писали своим преподавателям письменные извинения, после которых им разрешали вновь посещать занятия.
«Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда тоге достойны, при свидетелях»
Помимо основных предметов мальчики обязательно посещали занятия для общего развития. Они фехтовали, ездили верховом, плавали и занимались борьбой, танцевали, а кроме того легко могли наколоть дров, косить траву, ловко управлялись с молотком, лично следили за своими лошадьми.
«Подлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию»