Найти в Дзене
МоиФотоСтраницы

25 женщин, ставших первооткрывательницами в мире искусства

К женщинам в искусстве всегда относились предвзято, считая, что удел слабого пола рожать детей, заниматься семьей и домашним хозяйством, и не нужно пытаться прыгнуть выше головы и проявить себя в чем-то ином. Несмотря на мнение, которое распространено и в наши дни, среди художников, фотографов и режиссеров много женских имен, и вклад представительниц прекрасного пола в искусство нельзя не признать.

В этом году исполнилось 100 лет с тех пор, как немецким женщинам разрешили становиться студентками высших учебных заведений художественного профиля. За эти годы из их стен вышло больше выпускниц, чем выпускников, однако в справочниках и энциклопедиях по-прежнему преобладают мужские имена. Чтобы восполнить пробел, молодые немецкие художницы выпустили книгу «Я люблю женщин в искусстве», куда вошли женщины, наиболее ярко проявившие себя в живописи и других видах творчества.

Вот 25 великих женских имен в живописи, фотографии, кино и на сцене

Ангелика Кауфман (1741-1807)

©  Ангелика Кауфман. Автопортрет
© Ангелика Кауфман. Автопортрет

Немецкая художница эпохи Просвещения, которая была очень известна в свое время. Ее воспели в своих стихотворениях Державин и Гете – близкий друг. Много лет жила в Италии, где под влиянием историка искусств Винкельмана писала картины на античные сюжеты. Создала много проникновенных женских портретов и автопортретов. Умерла художница в забвении и одиночестве.

Кете Кольвиц (1867-1945)

© Кете Кольвиц. «Мать с мертвым ребенком»
© Кете Кольвиц. «Мать с мертвым ребенком»

Занималась живописью, скульптурой и графикой. Была первой немецкой женщиной- студенткой и преподавателем Прусской академии художеств. Реалистка Кольвиц испытала влияние эстетики модернизма и экспрессионизма. Больше всего художницу притягивала социальная проблематика – так родились циклы, посвященные ткачам и бунтующим крестьянам. После Первой мировой войны, когда погиб один из сыновей Кольвиц, в творчестве отчетливее звучат трагические мотивы и антивоенные настроения. Нацисты запретили почти все работы Кете, кроме одной, которую использовали как пропаганду деторождения. Во время Второй мировой войны Кольвиц потеряла мужа и внука, но не покинула родины.

Габриэль Мюнтер (1877-1962)

© Габриэль Мюнтер. Автопортрет
© Габриэль Мюнтер. Автопортрет

Немецкая экспрессионистка, одна из создательниц группы «Синий всадник». Ученица и многолетняя возлюбленная Василия Кандинского (одна из известных работ – его портрет «Мужчина за столом»), по преимуществу работала в жанре портрета. После разрыва с Кандинским перестала рисовать почти на 10 лет. На склоне лет пришла к абстрактной манере. Мюнтер сохранила много работ возлюбленного в годы войны, а в 1957 году отдала их мюнхенской галерее вместе со своими работами и фотоархивом «Синего всадника».

Артемизия Джентилески (1593–около 1653)

© Артемизия Джентилески. Автопортрет
© Артемизия Джентилески. Автопортрет
© Артемизия Джентилески. Юдифь, обезглавливающая Олоферна. 1618. Холст, масло. Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция
© Артемизия Джентилески. Юдифь, обезглавливающая Олоферна. 1618. Холст, масло. Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция

Известная итальянская художница эпохи барокко, дочь Орасио Джентилески. Ее называют первой феминисткой Европы. Артемизия была изнасилована учителем живописи в 17 лет, затем насильно выдана отцом замуж. Из нескольких ее детей выжила только дочь, забрав которую, она ушла от нелюбимого мужа. Во времена, когда женщин с кистью в руках осуждали, она окончила академию искусств во Флоренции. Была хорошо знакома с Микеланджело и Галилеем, работала по заказам семьи Медичи. Наиболее известные работы – «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» и «Автопортрет в виде аллегории живописи».

Софья Васильевна Сухово-Кобылина (1825-1867)

© Софья Васильевна Сухово-Кобылина. Автопортрет
© Софья Васильевна Сухово-Кобылина. Автопортрет

Живописец, одна из первых женщин, с золотой медалью окончивших Академию художеств. Родители-помещики дали дочери хорошее образование. Софья Васильевна брала уроки живописи у пейзажиста Егора Мейера, дебютная работа – «Дорога на берегу реки» – снискала высокие оценки критиков. Вместе со своим покровителем и учителем Мейером объездила всю Россию и Европу, работая над пейзажами. 50-е годы Софья Васильевна провела в Риме – ее дом стал местом общения русских живописцев, ценивших талант и остроумие женщины с кистью. После того как художница умерла, в 1868 году в России организовали большую выставку ее работ, большую часть из которых сразу купили.

Мария Константиновна Башкирцева (1858-1884)

© Мария Константиновна Башкирцева. Женский портрет. 1882 г.
© Мария Константиновна Башкирцева. Женский портрет. 1882 г.

Украинская, русская и французская художница, потомок знатного полтавского рода. Боролась с туберкулезом с 16 лет, пока болезнь не убила ее. Прожила недолгую и яркую жизнь, стремясь успеть как можно больше: изучать языки, искусство, историю, научиться петь, что не удалось из-за прогрессирующего заболевания, и писать картины. Известные живописные работы – «Встреча», «Под зонтиком», «Жан и Жак», получившие признание в Париже, где художница провела последние годы жизни. В дневниках, опубликованных посмертно, Башкирцева писала, что, если бы она родилась мужчиной, перевернула бы мир.

Софонисба Ангвиссола (1532-1625)

© Софонисба Ангвиссола. Портрет двух сестер и брата. С собачкой. 1555 г.
© Софонисба Ангвиссола. Портрет двух сестер и брата. С собачкой. 1555 г.

Родилась в семье итальянского художника-аристократа, все семеро детей которого связали жизнь с искусством. Он учил дочерей живописи, несмотря на запреты для женщин рисовать мужскую натуру, изучать строение тела и писать картины на религиозные темы. В 18 лет она сделала портрет своего учителя Бернардино Кампи, рисующего ее, Софонисбу. Некоторые говорят, что у них был роман. Ангвиссола была придворным живописцем испанского короля Филиппа II, «для прикрытия» предложившего ей должность фрейлины (рисовать монархов могли только мужчины). Последний автопортрет нарисовала в 88 лет, почти потеряв зрение.

Берта Моризо (1841-1895)

© Берта Моризо. Автопортрет
© Берта Моризо. Автопортрет

Французская художница, родственница живописца эпохи рококо Эжена Фрагонара, близкая к импрессионистам. Известен ее портрет с букетом фиалок, написанный Эдуардом Мане. Впоследствии Берта вышла замуж за его брата – Эжена Мане и родила дочь. Картины Берты Моризо не выходят за рамки тем и образов, излюбленных авторами того времени. Наиболее известная работа – «Колыбель», моделями для которой стали ее сестра с малышом. Произведения этого автора считаются одними из самых дорогих в мире.

Эллен Теслефф (1869-1954)

© Эллен Теслефф. Эхо
© Эллен Теслефф. Эхо

Финская художница, чье творчество имеет черты импрессионизма, символизма и фовизма. При этом ее работы довольно просты. Училась в Академии изящных искусств в Хельсинки и стояла у истоков импрессионизма в стране (группа «Септем»).  О Теслефф впервые заговорили как о художнице после презентации картины «Эхо» на одной из выставок в 1891 году. Эллен много путешествовала, в том числе по России, жила на две страны – в Финляндии и в Италии. Из-за физического дефекта (попала под трамвай) она так и не создала семью.

Джулия Маргарет Кэмерон (1815-1879)

© Джулия Маргарет Кэмерон.
© Джулия Маргарет Кэмерон.

Англичанка, классический мастер фотографического искусства. Фотографировала знаменитостей и делала постановочные снимки в викторианском стиле. Мужчины, женщины и дети на ее фотопортретах выглядят мечтательными, романтичными, будто герои сказок, что дает основания сравнивать манеру Кэмерон с прерафаэлитской.  Джулия Маргарет была фотографом-любителем, женой обеспеченного владельца кофейных плантаций, получившей камеру в подарок от мужа и сыновей в 48 лет. Фотоискусство она воспринимала как приятное хобби, а свои работы раздаривала желающим. С мужем воспитывала шесть родных детей и шесть приемных. Последнее слово умирающей Кэмерон было «красота».

Вивиан Майер (1926-2009)

© Вивиан Майер. Автопортрет
© Вивиан Майер. Автопортрет

Американская фотохудожница, которую прозвали «няней-фотографом». После развода родителей девочка быстро стала самостоятельной, ей хотелось зарабатывать, и она начала устраиваться няней в разные семьи, параллельно изучая азы фотографии. Она снимала на улицах во время прогулок с детьми, выхватывая яркие моменты городской жизни и симпатизируя людям из социальных низов. Иногда ловила в объектив одну деталь – шляпу, туфли, прическу, голубя на улице. Свое увлечение Вивиан скрывала. Так прошло 40 лет.  Коробки с фотографиями и пленками Вивиан найдены после ее смерти в доме престарелых. Это было началом всемирной славы «уличного фотографа».

Фрэнсис Джонстон (1864-1952)

© Фрэнсис Джонстон
© Фрэнсис Джонстон

Американка, профессиональный фотограф и журналист, некоторое время была неофициальным фотографом Белого дома. Окончила религиозную школу, изучала искусство в Париже, писала статьи и сама делала иллюстрации к ним, пока не получила в подарок от Джорджа Истмана, основателя Kodak и друга семьи, фотоаппарат. Она отправилась в путешествие по миру, по возвращении работала в Kodak, делала портреты знаменитостей того времени. Была уверена, что женщине с фотоаппаратом в руках под силу совершить многое.Ее скандальный фотоманифест – автопортрет «Новая женщина» с задранной юбкой, пивом и сигаретой. С 20-30-х годов XX века Джонстон больше вдохновляют архитектурные формы, чем люди.

Ева Арнольд (1912-2012)

© Ева Арнольд
© Ева Арнольд

Американка из еврейской семьи, эмигрировавшей из России. Фотографировать начала, работая на нью-йоркском заводе, потом совершенствовала свои умения под руководством Алексея Бродовича («Harper’s Bazaar»). Прославилась сериями снимков знаменитых людей, в том числе Мерилин Монро, Кларка Гейбла, Жаклин Кеннеди. Одна из немногих женщин, вошедших в Magnum Photos и Королевское фотографическое общество в Лондоне, где жила в последние годы с семьей.

Энни Лейбовиц (род. в 1949)

© Энни Лейбовиц. Автопортрет
© Энни Лейбовиц. Автопортрет

Американский фотограф еврейско-румынского происхождения. Первые снимки сделала на Филиппинах, в служебной командировке отца. Училась в Институте искусств в Сан-Франциско. С 1970 года работала в журнале Rolling Stone, с 1983 – в Vanity Fair. Самая известная работа – фото Джона Леннона  и Йоко Оно без одежды для Rolling Stone, сделанная за несколько часов до гибели музыканта, спустя 25 лет признанной лучшей журнальной обложкой за 40 лет.

Сирануйш (1857-1932)

© Сирануйш
© Сирануйш

Настоящее имя Меропэ Исааковна Кантарджян. Армянская актриса, родившаяся в Константинополе в артистической семье и до начала 90-х годов игравшая в турецких театрах.  Когда начались притеснения армян турками, ее семья оказалась в Закавказье. Актриса выступала в Грузии, России, Армении и Азербайджане, некоторые сравнивали ее яркую и темпераментную игру с игрой Сары Бернар, что задевало Сирануйш, и она говорила, что является единственной в своем роде. Наибольшую известность ей принесли образы из трагедий Шекспира – Офелии, Дездемоны. Она была одной из первых женщин, сыгравших мужскую роль, – Гамлета.

Алис Ги-Блаше (1873–1968)

© Алис Ги-Блаше
© Алис Ги-Блаше

Первая женщина-режиссер, создававшая свои работы в годы немого кинематографа в первые десятилетия его развития. Была секретарем Леона Гомона, продавца оптического оборудования, а когда он начал снимать игровые фильмы, попросила у него разрешения попробовать снимать свои работы. Начала с фильма «Капустная фея», и так втянулась в процесс, что за 20 лет кинокарьеры создала свыше тысячи короткометражек, в итоге основала свою кинокомпанию. Когда Алис умерла, ни один журнал не опубликовал ее некролога, и в книге, описывающей историю компании Гомона, о ней тоже нет ни слова.

Прасковья Ивановна Ковалева (псевдоним – Жемчугова) (1768-1803)

© Прасковья Ивановна Ковалева (псевдоним – Жемчугова)
© Прасковья Ивановна Ковалева (псевдоним – Жемчугова)

Крепостная актриса графов Шереметевых. Ее звезда взошла в эпоху моды на крепостные театры, миловидную одаренную девочку с шести лет обучали музыке и сценическому искусству, и самой Параше, как ее звали в детстве, хотелось участвовать в спектаклях. Однажды ее игрой в усадьбе Кусково впечатлилась Екатерина II, пожаловавшая юной Прасковье перстень. Много лет Прасковью Ивановну связывали любовные отношения с графом Николаем Шереметевым. Под влиянием возлюбленной, которая всегда заботилась о бедных, он основал странноприимный дом, впоследствии ставший институтом им. Склифосовского. Сословное неравенство не помешало Николаю оформить отношения с Прасковьей. Вскоре после рождения сына она умерла от туберкулеза.

Варвара Николаевна Асенкова (1817-1841)

© Варвара Николаевна Асенкова. Ангел-Варенька
© Варвара Николаевна Асенкова. Ангел-Варенька

Российская актриса, служила в Александринском театре. Незаконная дочь известной актрисы, была отчислена из театрального училища вскоре после поступления. Тем не менее, ее продолжил учить один из знакомых матери – актер Иван Сосницкий. Всю жизнь Варвара играла мальчиков и юных девушек, прославившись как актриса-травести и снискав славу комедийной актрисы, что не мешало ей блистательно исполнять трагические роли шекспировских героинь. У нее была масса завистников и назойливых поклонников, тщетно добивавшихся внимания Варвары Николаевны. Но она решила посвятить жизнь только сцене. Скончалась от туберкулеза.

Ольга Ивановна Преображенская (1881-1971)

© Ольга Ивановна Преображенская
© Ольга Ивановна Преображенская

Первая советская женщина-кинорежиссер. В мир кино ее привел Яков Протазанов, пригласивший сниматься в картинах собственного киноателье. Она играла героинь русской классической литературы – Наташу Ростову, Лизу из «Дворянского гнезда». Первым режиссерским опытом Преображенской стала экранизация пушкинской «Барышни-крестьянки» вместе с Владимиром Гардиным в 1916 году, но к снятому женщиной фильму в те годы многие отнеслись с недоверием. Даже к фамилии создательницы на афишах добавляли мужское окончание. После революции Ольга Ивановна стала первой советской преподавательницей режиссуры. Она же автор многих соцреалистических фильмов, неоднозначно воспринятых критиками, но ее шедевром считается кинокартина 1927 года «Бабы рязанские».

Мари Дорваль (1798-1849)

© Мари Дорваль
© Мари Дорваль

Французская потомственная актриса, большую часть жизни служила в парижском театре Порт-Сен-Мартен. Как правило, была занята в мелодраматических ролях. Невысокая женщина неприглядной внешности с хриплым голосом, по признанию современников, в том числе Гюго и Жорж Санд, гипнотизировала зал. Самые известные роли – в драмах «Марион Делорм» Гюго и «Чаттертон» де Виньи, последняя пьеса была написана специально для Мари. В последние годы жизни актриса боролась с нищетой и очень просила не хоронить ее в общей могиле.

Жермен Дюлак (Сессе-Шнейдер) (1882-1942)

© Жермен Дюлак (Сессе-Шнейдер)
© Жермен Дюлак (Сессе-Шнейдер)

Журналистка, французский авангардный режиссер немого кино, теоретик киноискусства. Будучи с юности увлеченной фотографией и музыкой, Жермен пишет ряд статей о театре для феминистского журнала «Ла франсез». Первые фильмы снимает с помощью мужа, делая акцент не на сюжете, а на передаче общей атмосферы фильма, что она считала более важным. Известность ей принесли работы «Улыбающаяся мадам Беде» – психологический фильм, снятый под влиянием «Мадам Бовари» Флобера, – и «Душа артиста», соединившая поэтический текст и музыкальные образы. Ввела слово «авангард» применительно к кино 20-х годов прошлого века. Создавала кинохроники, документальные и даже порнографические фильмы.

Катрин Жозефин Рафен-Дюшенуа (1777-1835)

© Катрин Жозефин Рафен-Дюшенуа
© Катрин Жозефин Рафен-Дюшенуа

Французская трагедийная актриса, прославившаяся в роли Федры в одноименной пьесе Расина. Родилась в семье торговца лошадьми, с малых лет зарабатывала на хлеб кройкой и шитьем. Начинала с игры в любительском театре, затем покорила Париж, блистая в Комеди Франсез и Французском театре. Некоторое время состояла в любовной связи с Наполеоном. Вторую часть жизни провела в достатке, парижский особняк, в котором жила Катрин Жозефин, стоит до сих пор. У актрисы было несколько детей, хотя замуж она ни разу не выходила.

Диана Арбус (1923-1971)

© Диана Арбус
© Диана Арбус

Американский фотограф-документалист из семьи евреев, эмигрировавших из России. Отец Дианы владел магазином мехов, поощрял увлечение дочери изобразительным искусством, но она сбежала из-под родительской опеки замуж за фотографа Аллана Арбуса. Вместе они начали делать снимки для модных журналов, пока Диана не поняла, что ей неприятен мир гламура и рекламы. Она начинает фотографировать людей из социальных низов, политических беженцев, ее привлекают необычная внешность моделей и даже физические увечья.  Ее нестандартный взгляд на окружающую действительность притягивал внимание, снимки Арбус публиковали ведущие издания страны. Будучи подверженной депрессиям, Диана однажды покончила с собой.

Лени Рифеншталь (1902-2002)

© Лени Рифеншталь
© Лени Рифеншталь

Кинорежиссер, певица и танцовщица, чей расцвет славы пришелся на период власти Гитлера. Была любимицей фюрера, в 30-е годы сняла несколько фильмов по его заказу, в том числе «Победа веры» и «Триумф воли», где прославляется физическая красота и сила, поэтизируется природа Германии. Фильмы блестяще смонтированы, имеют богатый музыкальный ряд, режиссерские находки Рифеншталь используют современные клипмейкеры. Увидев зверства нацистов в Польше, Лени испытала шок. Она попросила Гитлера больше не давать ей заданий прославлять нацистскую власть. После войны уверяла, что, снимая фильмы, ничего не знала о злодеяниях нацистов. До глубокой старости Рифеншталь занималась репортажной фотографией. Два раза была замужем, детей у нее не было.

Маргарет Бурк-Уайт (1904-1971)

© Маргарет Бурк-Уайт
© Маргарет Бурк-Уайт

Американский фотограф и журналист. Первая женщина, делавшая фоторепортажи для журнала Life, и первая фотожурналистка, которой разрешили снимать под огнем во время Второй мировой войны, сопровождая американские войска. Одной из первых американцев побывала в Советском Союзе, знаменитый снимок – женщины с граблями убирают сено – сделан в 1941 году.  Во время нападения Гитлера на Советский Союз находилась в Москве, была свидетелем освобождения заключенных из фашистских концлагерей. Написала мемуары и автобиографию, в которых рассказала о пережитом ею кошмаре войны, где спасением стала способность фотографировать. Умерла от болезни Паркинсона.

А какой вид визуального искусства вам ближе всех? Почему? Делитесь мнением в комментариях!

Читайте также в канале МоиФотоСтраницы:

«Новогодний конкурс с призами и хит-парад лучших новогодних книг, песен и фильмов!»

«Чертова дюжина нераскрученных мест Подмосковья, созданных природой и человеком»

«Привычные семейные традиции стремительно исчезают из нашей жизни»