В современном мире информационные технологии используются во всех сферах жизни и в образовании в том числе. Использование ИКТ в учебном процессе – это изменение методов и форм учебной деятельности, позволяющее не только повысить качество урока, но и готовить учащихся к жизни в условиях информационного общества.
Урок становится творческой лабораторией учителя, в которой он становится не единственным источником информации, а организует работу с информационными процессами, определяет оптимальность использования ИКТ на уроках в соответствии с запросами и умениями учащихся. По новому стандарту ФГОС, информационная компетентность является одной из базовых компетенций, формируемой современной школой.
Основополагающим элементом современного учебного заведения является информационно-образовательная среда, состоящая из инструментальных средств и ресурсов.
Инструментальные средства
- Место учителя и ученика оборудованное персональным компьютером с доступом в интернет.
- Проекционное оборудование, интерактивное оборудование.
- Цифровые лаборатории.
Ресурсы
- Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Например, на платформе LECTA можно подобрать информацию для различных этапов урока. Платформа РЭШ подходит для закрепления материала, есть все школьные предметы, есть возможность посмотреть ответ, сразу нажав кнопку “Проверить ответ”. Учи Ру – платформа с бесплатным доступом и возможностью вести занятия индивидуально или с группой учащихся. ЯКласс – платформа с платным контентом, позволяет учителю освободиться от большого количества проверки заданий, все проверяется автоматически, у каждого учителя есть персональный менеджер, который поможет организовать работу.
- Специализированные программы и интерактивные средства обучения, которые предполагают работу с интерактивной доской. Они позволяют проектировать урок в рамках системно-деятельностного подхода. Интерактивные приставки, дисплеи, интерактивные столы и беспроводные планшеты. Вебинар также является формой интерактивного образования.
Prezi – программа которая учит создавать нелинейные презентации, есть доступ для учителя и для учащегося.
Майндмэппинг – это прекрасный онлайн инструмент, который позволяет визуально делиться идеями с учащимися.
- Электронные приложения к учебникам. На сайте издательства “Просвещение” есть возможность скачать электронные приложения для работы на интерактивной доске. Интересной электронной тетрадью является Skysmart, где есть возможность ограничить время на выполнение заданий учениками, уникальные задания нельзя списать или найти ответы в интернете, также проверка осуществляется автоматически.
Использование ИКТ на уроках – достаточно мощное средство, поэтому должна учитываться методическая целесообразность их применения на уроке. Так, если ИКТ дает более высокий уровень образовательного процесса, то использование уместно.
Основные этапы проектирования цифрового урока
- Определите цели и задачи данного урока в изучаемой теме, его связь в цепи уроков. Определите образовательный продукт, который будет создан учащимися в процессе работы на уроке. Спроектируйте урок поэтапно в виде презентации.
- Изучите учебники и информационные ресурсы, выберите наиболее эффективные и подходящие источники, оцените варианты реализации учебной ситуации с компьютером или без него.
- Продумайте этап вхождения в тему урока и создайте условия для осознанного усвоения нового материала. Создайте проблемную ситуацию, например, подготовьте видео ролик с реальной ситуацией, которая поможет определить направленность данного урока и учащимся самим вывести тему урока.
- Подготовьте необходимые учащимся ссылки на пособия, тетради и учебники, обучающие платформы.
- Продумайте основательно этап урока “Практика”. Начинается он с разрешения проблемной ситуации и отработки новых навыков. Здесь нам помогут образовательные платформы и электронные приложения, а также тетради для практики.
- Продумайте временные интервалы урока, поэтапно распределите время. Не стоит забывать, что максимальное время за компьютером не должно составлять более 30 минут.
Современные учащиеся требуют современного подхода к образовательному процессу. Внедрение информационных технологий на уроках, использование образовательных платформ и ресурсов позволяет вовлечь в процесс обучения даже тех, кто не особо интересовался данным предметом. Представление нового материала, закрепление раннее изученного, контроль с применением новых технологий дают возможность разнообразить образовательный процесс и делать его более увлекательным.