Вот уже третью статью подряд я пишу на эту тему. Просто в последние дни все мысли именно об этом. И каждый день я узнаю что-то новое о нашей с сыном проблеме и прихожу к новым выводам.
Сначала мне казалось, что во всем виновата я и только я.
Сын начал в третьем классе получать двойки и тройки по русскому и математике. В первом модуле даже по литературному чтению вышла тройка. Но во втором мы ее благополучно исправили на пятерку. А вот по русскому и математике исправить пока не получается.
Сначала я думала, что во всем виновата только я сама. Что это я плохо с ним занималась, запустила ребёнка.
Потом я начала злиться на нашу школу и учителя. Думала, что это его вина, что он забил на детей и плохо их учит. Что тоже, конечно, было крайностью.
Но потом, общаясь с учителем, мы пришли к выводу, что плохие оценки связаны именно с дисграфией ребёнка.
Дело в том, что знания у сына есть. Устно он отвечает на все вопросы по программе. Но как только дело доходил до письменных работ, он не может сконцентрироваться, правильно прочитать задание, сделать его полностью и т.д.
***
Здесь в Дзен многие обвинили меня и в том, что я проглядела дисграфию. Мол, надо было ещё до школы все понять. Люди посчитали, что сыном я не занималась до школы совсем и не увидела проблему вовремя.
Я читала эти обвинения в свой адрес и пыталась понять, имеют ли они отношение к действительности. И мне было очень обидно, потому что до школы я осознанно не отдавала ребёнка в садик, считая, что лучше ребёнку быть дома с мамой, если у мамы есть такая возможность.
У нас не было ни нянечек, ни помощи от бабушек и дедушек. Муж работал, а мы с сыном проводили все время вдвоём.
Конечно, я с ним занималась. Я учила его читать, считать. У нас были разные книжки-развивашки по логике и обществознанию. Мы рисовали, хотя сын это и не любил. Я водила его на занятия по футболу.
И я, естественно, видела, что сыну очень трудно освоить чтение. А уж писать у него и вовсе не получалось. Даже печатные буквы были разных размеров и не красивые.
Но о том, что существует такая особенность развития мозга, как дисграфия, я не знала. Вообще о таком понятии не слышала. Зато я читала много о том, что все дети разные и развиваются по-разному. И кто-то может легко научиться читать в четыре, а кому-то и в шесть это будет даваться с трудом.
А про письмо я слышала и такую теорию, что ребёнок вообще до 8 лет ещё не готов к написанию прописных букв.
Вот я и думала, что у меня ребёнок ещё не готов писать. И чтоб не вызвать отвращения к этому процессу, я не форсировала события. Решила, что в первом классе он всему научится.
Когда мне говорят, что я должна была уже тогда диагностировать проблему, я понимаю, что я этого никак не могла сделать и вины моей в этом нет.
И мне очень помог перестать себя винить комментарий девушки, которая сказала, что дисграфию вообще диагностируют только в 7-8 лет. Раньше нет смысла, потому что это может быть просто возрастная неготовность ребёнка к письму, а не дисграфия.
И нам именно во втором классе, когда сыну исполнилось 8 лет, и сообщили о его дисграфии.
Только тогда я впервые узнала, что это. Сразу же перечитала кучу материала об этом. Поняла, что нужен логопед и нейропсихолог. И оказалось, что в нашей школе есть такой специалист. Мы сразу же записались к ней на индивидуальные занятия.
Почему-то многие обвинили меня и в том, что весь второй класс мы ничего не делали, чтоб решить проблему. Но это не так! Делали и многое.
Помимо того, что ребёнок занималась в школе с логопедом, я сама накупила кучу прописей, купила пособие по логопедии и пальчиковой гимнастике, которую мы с сыном делали почти каждый день. Я накупила кучу творческих наборов для улучшения мелкой моторики. Сын и узелки вязал, и мозаику составлял, и клеил, и вырезал, и лепил. Каждый день сын читал вслух книги, ведь читать у него тоже не получалось быстро и правильно.
Кстати, учитель наш тоже дополнительно после уроков занимался с сыном чтением.
Но к концу второго класса никаких улучшений не было. Почерк так и не изменился, читать сын быстрее не стал. Писал с жуткими ошибками.
Уже во втором классе получить тройку за диктант и контрольное списывание для нас было успехом. Но случалось это редко. Обычно за диктанты всегда были двойки. Хотя за задание к диктанту 4 или 5. Пятерки всегда были и за словарные диктанты. Мы к ним готовились очень основательно. Ну и за тесты, где надо было отметить правильный ответ, у сына тоже выходили хорошие оценки. Поэтому кое-как но на четверку по русскому мы во втором классе наработали.
А в третьем классе начались сплошные диктанты и письменные контрольные. И вот ребёнок скатился до троек в модуле.
У меня опускались руки, когда мы несколько дней готовились к контрольной, я понимала, что сын все знает, но получал он в итоге тройку. Учитель присылал работу и я видела, что ошибки глупые. Не от незнания, а от невнимательности. Неправильно понял задание, неправильно прочитал, написал лишние буквы, перепутал цифры.
И учитель говорил, что на перемене спрашивал ребёнка устно, и тот отвечал все правильно. Но, к сожалению, он не может ставит оценки за устные ответы.
Мой муж считает, что никакой дисграфии у сына нет. Что просто он ленивый и невнимательный. Что его надо гонять и заставлять каждый день писать и читать побольше.
И в какой-то момент он сам взялся за сына и действительно заставлял его читать и писать. От этого у сына только начался нервный тик, и он был очень грустный и ходил как в воду опущенный. А оценки стали ещё хуже. Хотя муж наказывал его за каждую плохую оценку лишением телевизора, игр и даже прогулок. Но наказания не помогали.
У меня сердце разрывалось от происходящего.
Потом муж махнул рукой и сыном снова занялась я. Но стандартные методы нам не помогали.
Все лето сын читал каждый день. Писали мы тоже часто, правда до той поры, пока я не слегла с коронавирусом. Сын был лишён всех гаджетов. И только иногда ему давали поиграть один час в день. И то не всегда. Мы наладили режим, обливались каждый день, занимались спортом.
Но ничего не меняло ситуацию.
И только когда я нашла нового логопеда, умеющего работать с дисграфией, ситуация сдвинулась с мертвой точки.
А ещё мне очень помогли комментарии к моим последним статьям от тех, кто тоже столкнулся с этой проблемой.
В отличие от мам обычных детей, которые во всем обвиняли меня, эти мамы меня поддержали и сказали, что я ни в чем не виновата.
К сожалению, даже учителя в школе считают, что дисграфики и дислексики - это просто ленивые и тупые дети, а запустили их нерадивые родители.
О том, что дети и родители испытывают прессинг в школах, я узнала и из передачи Малахова «Загадки мозга», где он рассказывает о детях с такими особенностями.
Эта программа произвела на меня очень большое впечатление. Я даже несколько раз чуть не расплакалась, когда родители и дети описывали, как тяжело им от непонимания их проблемы обществом. Ведь и я столкнулась с этим непониманием прямо здесь у себя на Дзен-канале.
И я поняла, что мне очень повезло, что в школе нас никто не гнобит и не обвиняет. Что к моему сыну относятся хорошо и считают его умным мальчиком с особенностями.
И благодаря этой программе Малахова и комментариям к моим статьям я узнала очень много нового о дисграфии. Я поняла, что к ребёнку нужен совсем другой подход, не как к обычному школьнику.
Сейчас, как и полтора года до этого, мы во всю стараемся решить нашу проблему и у нас наконец начало получаться. Впереди ещё предстоит многое. Но сейчас у меня появились силы и стратегия.
Когда я перестала винить во всем себя и школу, в голове как будто прояснилось. И теперь с каждым днём становится все понятней, как действовать дальше и как помочь ребёнку.
И хочется от души поблагодарить всех за конструктивные советы!
А кому интересно, к чему мы пришли спустя два месяца читайте ЗДЕСЬ!