Это происходило каждый год поздней осенью. На вершинах Тайгета уже лежал снег, а на агоре собирались все мужчины Лакедемона. Вперед выходил один из эфоров, он говорил:
- Пора покончить с этим. С этого дня они все вне закона!
Тени с короткими мечами
"Они" - это илоты, полурабы, полукрепостные, вчерашние военнопленные - население покоренной Спартой Мессении. Обычные крестьяне, обязанные работать на своих спартанских господ. Почти бесправные, а с этого осеннего дня еще и приговоренные к смерти.
Впереди, там где сидели старейшины, эфоры и цари, переминались от холода с ноги на ногу худощавые юноши. Из одежды на них - только повязка на бедрах и легкая накидка. На голове войлочная шапка. В руках - скромная котомка и короткий меч.
- Вы должны возвратиться с победой, - продолжил, обращаясь к юношам эфор. - Вы должны очистить нашей землю от негодяев. И если кто-то из вас не вернется в Лакедемон, то значит, такова воля богов.
Так начиналась криптия - самый страшный, самый жестокий обряд в древней Спарте. Самые отчаянные, самые сообразительные из тех молодых спартанцев, которым в этом году исполнилось 18 лет, отправлялись в этот день в ущелья Тайгета, в долины Мессении на "дикую охоту". С этого дня убийство любого илота было вполне законным, наоборот - чем больше убьешь себе подобных, тем выше почет и слава.
Начиналось все с разведки. Вечером, разбившись на небольшие группы, юные спартанцы шли в горы. Разбивали лагерь. Первое испытания - схватка с дикими животными. На Пелопоннесе тогда, в середине первого тысячелетия до нашей эры, было полно волков. Но не только. Встречались еще и львы. Помните же миф о Геракле и Немейском льве? Немея - это северный Пелопоннес. Да и на греческих монетах тех лет царь зверей не редкость.
Завалить льва - это большое достижение. Тот отряд криптиев, которому удавалось это сделать, мог рассчитывать на поощрения от старейшин. Главное - принести в Спарту окровавленную косматую голову и бросить под ноги авторитетным седовласцам. Они оценят и крепко похлопают по плечу.
Но больше ценились другие головы. После сражений с волками и львами, под покровом ночи юноши, словно тени, скользили с гор на равнину Мессении. Первой целью была близлежащая деревня. Заходили в дом на окраине, будили ничего не понимающих людей и убивали - всю семью, не жалея ни стариков, ни женщин, ни детей.
- Это не люди, - говорил предводитель отряда тому, у кого вдруг замечал предательские капельки на щеках. - Илоты - не люди, они как волки.
Так же незаметно, как пришли, криптии скрывались - или возвращались в горы, или шли дальше, и где-то в глубине Мессении, в каменистом овраге, искали место для ночлега, для временного лагеря. Такое место, чтобы ни в коем случае его не обнаружили днем. Это означало провал операции и могло закончиться очень печально для молодых спартанцев. Илоты ведь могли и ответить!
На следующую ночь мишенью становилась новая деревня. Но можно было вообще не рисковать: поймать поздно возвращавшегося с пастбища пастуха или заработавшегося на поле крестьянина.
Илоты, конечно, всё понимали, и старались ночью не покидать своих деревень, своих жилищ. Но всякое ведь бывает. Бывало и так, что где-нибудь криптиев поджидала ловушка. Спартанцы проникали в дом и видели, что никого нет, кроме мертвеца, лежащего на полу с открытыми глазами. Пытались уйти, но куда там - выходы были уже перекрыты. И тут замечали, что в помещение уже проникает едкий гибельный дым... Вскоре все было кончено - погибал весь отряд, сгорал вместе с домом. Илоты знали, что за этим последует жестокая расплата, что деревню обязательно навестят взрослые спартанцы - в полном вооружении и при свете дня, - и жертв будет очень много. Но так тяжело сдержать в себе ненависть!
Массовый террор
О криптии упоминает Платон в своем бесконечном диалоге "Законы".
"Выносливость спартанцев чудесно воспитывает и так называемая криптия, c нею связано хождение зимой босиком, спанье без постелей, обслуживание самого себя без помощи слуг, скитание ночью и днем по всей стране", - говорит Афинянину его собеседник Мегилл.
Но наиболее полное описание кровавого обряда мы находим у Плутарха:
"Время от времени власти Спарты отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днем они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов", - рассказывает древнегреческий писатель.
Криптия была не только обрядом посвящения, не только жестоким актом превращения безусого юнца в мужа. Фукидид, пишет, что, как минимум, однажды, во время Пелопоннесской войны, которую Спарта вела с Афинским морским союзом, криптия превратилась в акт массового террора. И пострадали, конечно, не афиняне или их союзники, а снова илоты.
"Лакедемоняне предложили отобрать некоторое число илотов, считающих себя наиболее способными в военном деле, обещая им свободу (на самом же деле спартанцы хотели только испытать илотов, полагая, что как раз самые свободолюбивые скорее всего способны в сознании собственного достоинства напасть на своих господ). Таким образом, было отобрано около 2000 илотов, которые с венками на головах, как бы уже получившие свободу, обходили храмы. Немного спустя, однако, лакедемоняне перебили этих илотов, причем никто не знал, где и как они погибли", - сообщает Фукидид.
Эта ужасная акция преследовала цель подавить в зародыше возможное восстание илотов в условиях напряженной войны. При том, что нередко илоты входили в состав спартанских армий - в качестве легкой пехоты.
Спецназ древнего мира
Криптия была билетом в лучшую жизнь. Того из спартанцев, кто успешно прошел испытание кровью, кто проявил себя в ночных вылазках, кто зарезал больше всего илотов, ожидала успешная военная карьера. Он стоял в правом ряду фаланги - самом сильном, в первой шеренге - самой почетной, он быстро, если отставался жив, дослуживался до лохага, а там и выше мог пойти. И Брасид проходил через криптию, и Лисандр вряд ли избежал этого испытания. И другие герои Спарты.
А кто-то оставался в криптии на всю жизнь. Но убивал теперь уже не только и не столько илотов. Плутарх в рассказе о спартанском царе Клеомене пишет, что криптия являлась одним из боевых подразделений армии Лакедемона. Причем занимался этот отряд тем, чему учились его участники, только-только достигнув совершеннолетия - разведкой и кровавыми диверсиями. Известно, что криптия под командованием Демонтела приняла участие в сражении при Селассии в 222 году до нашей эры, когда на Спарту обрушилась железная лавина войск Эллинского союза под командованием македонского царя Антигона Досона.
"Царь Клеомен распорядился позвать Дамотела, руководившего криптиями, и велел ему тщательно проверить, нет ли чего подозрительного по краям и позади строя. Дамотел, которого, как сообщают, Антигон заранее подкупил, донес царю, что тревожиться нечего - там, дескать, все спокойно", - сообщает Плутарх.
Ни криптии, ни фаланга, ни бессмертные боги тогда, как вы понимаете, Лакедемон не спасли. Клеомен потерпел на холмах у Селассии катастрофическое поражение, было убито шесть тысяч спартиатов, то есть почти все. Периэков, илотов и союзников никто не считал. Но это было то время, когда слава Спарты уже сильно померкла, в Греции воспевали новых героев, и криптии были уже не той грозной силой, какую они представляли во время Пелопоннесской войны, или раньше, при легендарном реформаторе Ликурге, когда они, возможно, появились.
Источники: Платон. Законы/ Плутарх. Сравнительные жизнеописания/ Фукидид. История
Алексей Денисенков
Подписывайтесь на канал История и истории!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Пещера Кеада — загадка спартанской «ямы смерти»