Много ли в мире интригующих сюжетов? Существует едва ли ни общепринятое мнение, что мировые сюжеты не трудно назвать не перечёт, для перечисления их вполне хватит пальцев на двух ладонях и художественный интерес представляют не сами сюжеты, а то, как они обыгрываются и как они варьируются.
Не знаем, правы ли те, кто отказывает мировым сюжетам в принципиальной множественности. Однако представляем подборку фильмов, где варьируется сюжет нашумевшего триллера «Поворот не туда» (режиссёр Роб Шмидт, США, Германия, Канада, 2003). Группа людей или одинокий путник оказывается в весьма живописных местах, далёких от центров цивилизации, и там его поджидают опасные приключения - вот собственно сюжетная канва всех 5-ти фильмов представляемых на суд читателю и зрителю.
Фильм: «Спуск»
Год: 2005
Страна: Великобритания
Режиссёр: Ник Маршалл
Рейтинг:
КиноПоиск - 6,8
IMDb - 7, 2
Фильм «Спуск» принадлежит к числу кассовых фильмов. В мировом прокате он набрал 57 миллионов долларов, а в 2007-ом году удостоился европейской премии «Сатурн» в номинации «Лучший фильм ужасов».
В 2009-ом году режиссёр Джон Харрис (Великобритания) снял ремейк фильма «Спуск», содержащий его сюжетное продолжение.
Однако рецензенту рейтинг фильма видится местами чуточку завышенным. Завязка фильма совершенно ясна: группа подруг отправляется в живописные места искать на свои головы приключений. Они готовятся посетить некую интригующую пещеру. Что их там не ждёт решительно ничего хорошего заранее понятно даже ёжику, тем более что пещера по своей пространственной конфигурации не столько горизонтальна, сколько вертикальна и напоминает шахту, куда приходится спускаться с помощью специальных верёвок.
В пластическом отношении и в отношении операторской работы головокружительные приключения подруг в пещере показаны на редкость убедительно. За героинь фильма становится по-настоящему страшно, несмотря на то, что сюжетная канва фильма в принципе заранее известна. Но вот ужасы, которые поджидают подруг в глубине подземного лабиринта и которые в принципе должны озадачивать их больше, нежели пещерные камни, впадины и уступы, видятся рецензенту несколько театрализованными страшилками и не слишком пугают. (Мрачные безжизненные камни, признаться, вселяют в рецензента больший ужас, нежели чьё-то там одушевлённое присутствие и чьё-то там настоятельное желание дополнительно усложнить путешествие посетительницам пещеры).
При всём том, впечатляет операторская работа: действие фильма происходит в сумрачном «рембрандтовском» освещении, на котором эффектно мерцают лица героинь. Кинокартина поистине живописна и наверняка впечатлит даже киношных гурманов. Психологически точна и игра актрис: достоверно показан их переход от романтического энтузиазма, которые они испытывают до того, как спускаются в пещеру к ужасу и отвращению, которое они переживают после того, как спускаются в пещеру. Наиболее убедительна в фильме роль Сары, которую исполняет актриса Шона Макдональд. (Речь идёт, разумеется, не о тех качествах, которые побудили бы актрису блистать на конкурсе красоты, а собственно о силе перевоплощения).
Фильм «Спуск» подходит для любителей острых ощущений (как, впрочем, и остальные фильмы подборки).
Фильм: «Туристас»
Год: 2006
Страна: США
Режиссёр: Джон Стоукэлл
Рейтинг:
КиноПоиск - 5,8
IMDb - 5, 4
Группа туристов отправляется вглубь Бразилии. Внезапно автобус терпит крушение, и его недавние пассажиры оказываются отрезаны от остального мира дикой природой. Поначалу всё идёт замечательно, путешественники только рады приключению. Им хочется остаться на великолепном пляже, где имеется буквально всё для отдыха и наслаждения, однако совершенно неизвестно, что ждёт легкомысленных туристов в таинственных джунглях.
В фильме убедительно показано то, как земной рай, притягательная обстановка дикого курорта, понемногу является любопытным туристам своей обратной стороной.
И всё же рецензент едва ли оценил бы этот фильм на пятёрку. Во-первых, ужасы, показанные в фильме, физиологически натуральны и потому выходят за пределы искусства, от которого естественно ожидать всё-таки не крови и мяса, а художественной условности (даже если изображается злодейство). Во-вторых, главный злодей в фильме, так сказать, идеолог жестокой расправы с любопытными европейцами, вторгшимися в дикие места, не вполне убедителен в экранном отношении. Актёру Мигелю Лунарди, который играет в фильме самого отъявленного маньяка, несколько не хватает образа. Он достаточно жесток, но ему не хватает глубины и многогранности, не хватает инфернальной игры… В роли феноменального монстра Лунарди простоват. Этакий мясник.
Поэтому рецензент оценил бы фильм на твёрдую четвёрку. Зато в фильме блещет Мелисса Джорж, играющая одну из участниц путешествия.
Фильм «Туристас» убедительно построен на контрасте вечных «казалось» и «оказалось».
Фильм: «Ржавый ручей»
Год: 2018
Страна: США
Режиссёр: Джон Макгоун
Рейтинг:
КиноПоиск - 5,8
IMDb - 5, 8
Старшеклассница в поисках работы или подработки случайно заезжает на машине весьма далеко. Вокруг простираются романтические дикие леса, вот только люди там обитают весьма своеобразные. Что скрывается за их внешним гостеприимством? Их род деятельности трудно назвать благим, а их истинные намерения трудно назвать миролюбивыми.
Девушке непонятно откуда ждать помощи, приходится выпутываться самой.
Нет смысла пересказывать сюжет фильма и заранее излагать, кто кого переиграл, заранее сообщать, удалось ли героине фильма выпутаться из расставленных на неё сетей. Достаточно упомянуть, что в фильме оригинально варьируется сюжетная схема вышеупомянутого «Поворота не туда». Подмога девушке (эффективная или не эффективная, увидите) приходит с несколько неожиданной стороны. В связи с сюжетом кинокартины вспоминается несколько парадоксальная строка Франсуа Вийона:
На помощь только враг придёт…
Сюжет фильма интригует, и всё же рецензент оценил бы кинокартину на твёрдую четвёрку: Джею Полсону, который играет несколько парадоксальную роль врага-доброхота старшеклассницы, не хватает актёрского опыта, а потому не хватает истинной многогранности. Он скорее просто нормальный парень, чем персонаж с загадкой и «вторым дном».
Зато сюжетному замыслу фильма трудно отказать в истинной непредсказуемости.
Фильм: «Опустошение»
Год: 2019
Страна: США
Режиссёр: Тедди Греннан
Рейтинг:
КиноПоиск - 4,8
IMDb - 4, 9
Молодая фотограф-натуралист работает в дикой долине, поросшей лесом. Случайно в объектив попадает то, что люди, обитающие в упомянутых диких местах, всеми силами хотели бы скрыть от правосудия.
В результате на девушку открывается настоящая охота. В фильме убедительно показано, как девушка фотограф (её играет Аннабель Декмер Джонс) сжимается в комок воли, способный противостоять целому коллективу опытных злоумышленников. Однако заранее рассказывать исход отчаянного противоборства двух сил в фильме не имеет смысла. Смотрите кино, если не боитесь.
В фильме исключительно талантливо сыграна, казалось бы, второстепенная роль одного из сомнительных обитателей диких мест. Актёр Брюс Дерн создал на редкость убедительный образ мрачного, но при всём том, внешне непроницаемого, умеющего себя почтенно держать, идеолога средневековых пыток. От них тянется изощрённая ниточка к преступлениям группы лиц, живущих вдали от цивилизации.
В конце фильма у зрителя с большой вероятностью возникнет вопрос: а собственно почему девушку-фотографа понесло в такую несусветную даль? Вероятно, во всяком человеке существует не только инстинкт самосохранения, но и скрытая иррациональная жажда опасности, желание испытать себя и-таки найти на свою голову множество рискованных приключений.
Фильм: «Пропавшая»
Год: 2020
Страна: США
Режиссёр: Джон Хайамс
Рейтинг:
КиноПоиск - 5,9
IMDb - 6, 2
Женщина, пережившая личную трагедию, решает развеяться и для этого отправляется в путешествие на своём автомобиле. Там, в глухих местах она, как нетрудно догадаться, встречает маньяка. (Его играет блистательный Марк Менчака).
Художественную изюминку фильма составляет не упомянутая завязка, а её психологическая мотивация. Героиня фильма (Джессика) развита, самостоятельна, горделива. Например, она резко реагирует на звонки родственников, которые о ней обоснованно беспокоятся. Легко обрывает телефонную связь с родными…
Маньяк не просто встречается на пути Джессики, но своим дьявольским чутьём угадывает её опасную самостоятельность и пытается её как бы наказать (по-своему, разумеется). Поскольку маньяк существо утончённое, он отнюдь не набрасывается на Джессику с легко читаемыми (а потому легко отразимыми) преступными намереньями. Напротив, встречный отчаянной автомобилистки подозрительно учтив, корректен, предупредителен. Он ведёт с Джессикой, казалось бы, нейтральные и даже, казалось бы, мирные разговоры на бензоколонке. Однако самое спокойствие упомянутого человека таит за собой бездну. Она прорывается наружу тогда, когда самонадеянной путешественнице некого звать на помощь, и приходится выпутываться из безнадёжной ситуации самой.
При безупречной игре актёров (особо блистает Менчака, запечатлённый на фотографии), сценарий фильма на взгляд рецензента содержит некоторую небольшую непоследовательность, она относится не к жизни маньяка. Как раз очень логично, что маньяк благополучный семьянин, который ведёт тайную двойную жизнь (ведь мы имеем дело с тихим, а не с буйным психопатом). Но вот таинственная катастрофа, пережитая Джессикой до встречи с маньяком, немножко выпадает из стройного киносценария. Если б, например, Джессика не пережила такого, чего и врагу не пожелаешь, а просто бы поссорилась с родителями, хлопнула бы дверью и уехала бы незнамо куда, сюжет фильма вряд ли бы что-то существенно потерял.
Подразумеваемый пролог фильма, который показан ретроспективно, не вполне вписывается в экранное действие, не вполне мотивирован по смыслу и к тому же немножко оборван. Из фильма мы так до конца и не узнаём, что произошло с Джессикой до того, как она села в автомобиль.
Однако некоторая «неровность» действия уравновешивается невероятной пластикой и психической динамикой взаимного противоборства Джессики и маньяка. Они ведут психологический поединок буквально не на жизнь, а на смерть.
Чем кончилось? Смотрите фильм, если хотите пощекотать нервы.