Спасение утопающих — дело рук самих утопающих!
Как защитить коллекцию? Над этим вопросом часто задумываются коллекционеры — и начинающие, и уже состоявшиеся. На самом деле, ответ на этот вопрос дан в самом начале заметки.
В первую очередь, от злоумышленных посягательств коллекция защищает сама себя. Со времен советских фильмов с нападением на антиквара и последующим хищным рывком за границу много воды утекло. Хэппи-энда, как в тех забытых фильмах, может и не быть, но… Давайте поглядим правде в глаза. Злоумышленники — не коллекционеры, они не разбираются в антиквариате: им нужны деньги и ценности, которые можно легко обналичить. Антикварный предмет — не «Айфон» и не золотое колечко, которые можно «сбросить» где угодно. Хождения с целью сбыта по антикварным магазинам и салонам (где везде камеры), «клубу коллекционеров» и Вернисажу (где опять-таки полно камер и «добровольных помощников милиции» с большим стажем) — верный и прямой путь в настоящую камеру; люди понимающие это понимают. Конечно, от жадных дураков защиты не придумано — но не придумано её и от случайного кирпича, упавшего на голову. Не будем писать об очевидной пользе охранной сигнализации (это и так несомненный плюс при сбережении любого имущества) и очевидном вреде случайных посетителей в доме: это и так понятно любому здравомыслящему человеку, будь он хоть трижды не коллекционер.
А вот цифровую «базу» своей коллекции иметь не повредит: не забывайте, что в случае форс-мажора искать ваши «сокровища» будут люди, совершенно в них не понимающие. Хорошие фото с указанием размеров предметов могут сильно помочь делу.
Точно так же не лишней окажется и пачка экспертных заключений, хранящаяся в доступе, но отдельно от предметов вашего собирательства; опять-таки в случае форс-мажора на сотрудников слова «Представляет историко-культурную ценность» действуют уважительно.
Но, если кража заказная, своих предметов вы, скорее всего, больше не увидите: это как с автомобилем — случайно находят случайно угнанные; а исключения редки, что видно из статистики.
Возможно, стоит застраховать коллекцию?
Если ваша фамилия не Рыболовлев, и собираете вы не живопись с многими нулями в валютной оценке, то… Давайте трезво оценивать возможности. Кто будет оценивать вашу коллекцию (а без оценки застраховать что-либо невозможно)? Мы уже говорили, что искусствоведение — не точная наука, оценки экспертов разнятся. Сумма страхового взноса может оказаться не просто впечатляющей, а разорительной: это как оформлять полное «Каско» на «Жигули» шестого модельного ряда — возможно, но лишено смысла. Кроме того, коллекция — подвижный организм: на протяжении существования её состав постепенно меняется (эволюционирует от простого к сложному). Учтите, что в случае страхования все изменения придется неизбежно согласовывать со страховой компанией.
Стихийные бедствия в виде нерадивых соседей и неисправной электропроводки способны нанести не меньший урон коллекции; полную гарантию может дать только страховой полис. А его, по указанным выше причинам, может и не быть (скорее всего). Хранение коллекции напрямую зависит от финансовых возможностей владельца — тут простор для фантазии ограничен только размером кошелька. Пожарная сигнализация и отсутствие соседей-маргиналов сильно повышают шансы на то, что-всё-будет-хорошо.
Вообще, зацикливаться на этом вопросе бессмысленно и вредно для здоровья: увлечение должно дарить радость, а не нервотрёпку. Ну а в случае чего… Вспомните первую фразу из начала статьи.
Лейбштандарт — для покупки или продажи настоящих старинных реликвий!
Понравилась статья? Ставьте «Нравится» и читайте наши статьи:
- Советы от эксперта: как выбрать и хранить антикварное огнестрельное оружие