Найти тему

Серафим Добрынин будет похоронен на родине

Оглавление

В начале осени этого года поисковики отряда "Взрыв" смогли открыть медальон из металлической капсулы, который обнаружил волгоградский поисковый отряд “Взрыв” на подступах к Сталинграду.

Так выглядела капсула. Фото предоставлено поисковиками.
Так выглядела капсула. Фото предоставлено поисковиками.

По обрывкам записки было установлено место жительства родственника солдата: Рыбаковой *** Ивановны, Свердловская область, Полевской, Северский завод, улица – “Кузне.. м №37”.

Записка из медальона. Фото предоставлено поисковиками.
Записка из медальона. Фото предоставлено поисковиками.

Установить имя бойца по фамилии родственника сразу не удалось. За поиск взялась Наталья Дзюба, которая провела уже много таких расследований. С помощью редакции “Рабочей правды”, заводских архивов, военкомата, нашего сайта и большого личного участия журналистки Елены Медведевой эта работа дала результат. Вначале стало ясно, что солдат жил на улице Кузнецовской. Дальнейшие розыски сузили круг, и выяснилось его имя. В этом помогли Юрий Царев, Сергей Болтин, Совет ветеранов СТЗ, многие другие предприятия и учреждения города, где могли быть учетные карточки или хотя бы работать люди, знавшие что-либо, связанное с погибшим.

Серафим Добрынин. Фото предоставлено родными.
Серафим Добрынин. Фото предоставлено родными.

Бойца звали Серафим Тимофеевич Добрынин, 1913 года рождения. На момент гибели – сержант, командир отделения. Жена – Раиса Ивановна Рыбакова, 1915 г.р.. Стало известно, что у солдата были сын Юрий и сестра Александра Тимофеевна, мать Дарья Филипповна и отец Тимофей Иванович Добрынины. Родители жили в Северском на улице Сталина (ныне 22 партсъезда). Серафим Добрынин в предвоенные годы работал в мартеновском цехе Северского завода.

Выяснилось также, что его вписали в число похороненных. Такая практика в случае с братскими могилами, по словам поисковиков, не была редкостью – подробно сличать захораниваемые тела и списки или не было времени, или не считали важным. Да и не всегда получалось.

Низкий поклон Наталье Юрьевне Дзюбе, всем участникам поисков и откликнувшимся полевчанам!

Журналистке “Рабочей правды” Елене Медведевой удалось найти внучку (она живет в Башкирии) и сноху (жену сына Юрия Серафимовича) Серафима Тимофеевича – Александру Кузьминичну. Они были обрадованы известием и пожелали захоронить солдата в Северском.

Серафим Добрынин сражался в рядах 40 гвардейской стрелковой дивизии. Она была переформирована из 6 воздушно-десантного корпуса. Дивизия потом дошла до Вены, ее боевые традиции продолжала 17 гвардейская мотострелковая дивизия ПрикВО, расформированная уже в армии независимой Украины.

15 августа 1942 года дивизия, форсировав Дон, вступила в бой около станиц Ново-Григорьевская, Сиротинская, хуторов Шохино и Дубовой (малая излучина Дона) с задачей не допустить прорыва танков противника к Волге севернее Сталинграда .Дивизия занимала позиции по фронту 12 километров Сиротинская – Шохин – Старогригорьевка. В критический момент против гвардейской дивизии были задействованы силы до 5 дивизий немцев, итальянцев и батальоны прочих нацистских прихвостней вроде хорватских усташей. Все попытки врага отбросить дивизию за Дон оказались тщетными. Дивизия выполнила задачу, хотя кровопролитные ожесточенные бои стоили многих жизней. Список погибших во второй половине августа представляет собой многостраничный документ. К званиям Героев посмертно были представлены 16 бойцов младшего лейтенанта Кочеткова, сутки оборонявшиеся на высоте западнее Сиротинской и уничтожившие в оборонительном бою шесть танков и около батальона нацистов.

17 и 18 августа 1942 года десантники вели многочасовой и ожесточенный бой с превосходящими силами врага возле хутора Шохин Сиротинского района Сталинградской области (высота 180,9). Бой продолжался 17 часов. В бою с прорвавшимися танками погиб командир 116 полка подполковник Ушаков. В этом бою в своей стрелковой ячейке погиб сержант Добрынин. В ней его и нашли поисковики через 78 лет.

Бои на “Сиротинском плацдарме” с участием 40 гвардейской сд продолжались до ноября. Сиротинская и Шохин не раз переходили из рук в руки. Только в составе дивизии в эти месяцы погибли стрелок Николай Богомазов с Розы Люксембург, 51 и Николай Колясников с Малышева, 50 – 21 августа, Александр Ощепков с улицы 1 мая, 43 – 22 августа. Есть еще один погибший боец 40 гвардейской сд в эти месяцы – курсант-пулеметчик Сергей Кондратьев, призванный Полевским РВК и погибший 4 октября в новых боях за Сиротинскую, однако у него и место рождения, и адрес для “похоронки” указаны московскими. Если это не описка, то, возможно, он из эвакуированных с московским заводом. 4 октября погиб Степан Шальных с Урицкого, 64 (ныне Тухачевского).

В боях за Сиротинскую 17 августа погиб и полевчанин сапер Петр Григорьев из 38 гвардейской сд (тоже развернутой из воздушно-десантного корпуса и сражавшейся бок о бок с 40 дивизией), на следующий день 18 августа погиб призванный Полевским РВК Петр Блинов, уроженец Курской области. В тот же день сложил голову и боец дивизии кургановец Алексей Асанов. 20 августа – призванный нашим РВК уроженец Чернушкинского района Леонид Короваев, 4 сентября – Евгений Кудрявцев с Пролетарской, 5, 10 сентября погиб сын железнодорожника со станции Сысерть (Станционный-Полевской) минометчик Евгений Дедюхин.

Уже в декабре, 24 числа, в Сталинграде в боях за завод “Красный Октябрь” погиб мраморец Семен Бедрин, сражавшийся в 39 гвардейской сд (тоже из той же серии переформированных воздушных десантников, брошенных под Сталинград).

И это – только из одного района, из трех дивизий за несколько месяцев. Практически все эти парни – 1922 или 1923 годов рождения. На момент гибели им было по 19-20 лет. За исключением Семена Бедрина, все они лежат в земле Сиротинского сельсовета.

Победа далась нам очень тяжело. Тем прочнее должна быть наша память о ней.

О 75-летии Победы

Подписывайтесь на наш канал, поднимайте палец вверх, обрушивайтесь с критикой. Мы рады всем.